Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Изучение литературных источников по теме исследования позволило выбрать оптимальные методики для реализации поставленных целей и задач.
Для исследования родительского отношения к ребенку с ЗПР применялась методика диагностики родительского отношения А.Я. Варги и В.В.Столина, для изучения материнского восприятия ребенка и реакции на его поведение использовался опросник «Взаимодействие родитель – ребенок» И.М. Марковской (Л,25), для изучения переживаний матери, связанных с выполнением родительской роли была использована методика PARI Е.Шеффера и Р.Белла (Л. 32). Надежность и достоверность результатов исследований достигалась путем применения комплекса взаимодополняющих методов и методик.
Констатирующий эксперимент проводился на основе изучения социально-личностных особенностей детей и их родителей, для чего использовались разнообразные методы и приемы:
– наблюдения;
– структурированная беседа с родителями;
– тестирование, сбор анкетных данных; тематические опросники, социограммы;
– проективные рисуночные тесты (для родителей и их детей) и др.
1. Наблюдение:
а) за поведением ребёнка в привычной и новой обстановке, в ситуации ожидания психолого-педагогического обследования, при этом фиксировались:
формы и средства общения с взрослыми и детьми;
поведение в привычной и незнакомой обстановке;
использование предметов/игрушек и способы владения ими;
б) за поведением ребёнка в ходе самого процесса психолого-педагогического обследования, в процессе наблюдения отмечались:
средства и формы общения с незнакомым взрослым;
способы усвоения общественного опыта;
сформированность у ребёнка представлений о себе и т.д.;
использование предложенных в игре предметов;
уровень развития восприятия;
в) за игрой матери и ребёнка (методика разработана Г.А.Мишиной, 2001; Л. 27), что позволяло выявить:
тип сотрудничества;
эмоциональная насыщенность общения;
умение создавать ситуацию сотрудничества родителя с ребёнком;
средства общения, используемые ребёнком и родителем;
сформированность критериев в потребности общения у ребёнка и матери;
учёт возрастных интересов ребёнка;
стиль общения.
2. В ходе бесед с родителями (частично применялась методика Т.В. Николаевой, ИКП РАО, 2000) выяснялись:
– формы и средства общения ребёнка с близким взрослым;
– представления ребёнка об окружающих людях;
– желания ребёнка устанавливать контакты со взрослыми, со сверстниками;
– особенности поведения и эмоционально-волевой сферы;
– особенности характера ребёнка;
– проблемы в семье, связанные с воспитанием ребёнка;
– методы воспитания в семье;
– условия воспитания, созданные для ребёнка;
– желание и готовность родителей участвовать в воспитании ребёнка совместно со специалистом.
3. Анкетирование родителей позволило зафиксировать следующие сведения:
– о социально-значимых умениях и навыках, сформированных у ребёнка;
– об организации родителями игрового пространства для ребёнка в семье;
– об ориентировке ребёнка в квартире (выполнение простых действий, связанных с поиском «нужных» вещей: принести игрушку, достать чашку, поставить стул и т.д.);
– о поведении ребёнка в различных жизненных ситуациях.
4. Графический тест (кинетический рисунок семьи Р. Бернса, С. Кауфмана) дал возможность выявить восприятие ребёнком значимости членов семьи, восприятие им своего места в семье, его отношения к ней в целом и отдельным её членам (Л. 1). Данный рисуночный тест был направлен на выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребёнка.
Предлагалась следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». При этом не объяснялось значение слова «семья», так как это могло исказить суть исследования. Используемые материалы: лист белой бумаги (А4), набор цветных карандашей, резинка. После того, как ребёнок закончил рисунок, ему задавались в форме беседы следующие вопросы: «Скажи, кто тут нарисован? Где они находятся? Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал? Им весело или скучно, почему?» и т.д. Затем анализировались результаты графического тестирования, при этом учитывались следующие показатели:
– полнота изображённой семьи в соотношении с реальным составом семьи ребёнка;
– взаиморасположение членов семьи и всего рисунка на листе бумаги;
– особенности изображения отдельных членов семьи («рисунок человека»).
Анализ рисунков детей (приложение 1, рисунки «а») позволил выявить особенности внутрисемейных отношений, для сравнения приводим рисунки детей с нормальным развитием (рисунки «б»).
Рис. 1 – внутрисемейные отношения благоприятны: тесное общения (пространственная близость), адекватная и не сильно выраженная иерархичность отношений (выразительность, динамичность её членов).