Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Количество матерей, у которых наблюдалось нарушение материнского отношения
Таблица 4
Шкала | Матери, имеющие детей | |
С ЗПР |
с нормальным развитием | |
Принятие-отвержение |
2 |
3 |
Кооперация |
1 |
2 |
Симбиоз |
1 |
1 |
Авторитарная гиперсоциализация | 3 | 2 |
Маленький неудачник |
3 |
2 |
Данные показывают, что большинство матерей этих двух групп имеют высокие баллы по шкалам «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник». Таким образом, матери отличаются избыточным контролем, который приобретает авторитарные черты. Кроме того, они инфантилизируют и инвалидизируют ребёнка. Эти два типа материнского отношения являются взаимосвязанными: если мать не доверяет ребёнку, не верит в его самостоятельность, она должна осуществлять строгий контроль за его поведением. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства матерей, имеющих детей с задержкой психического развития, наблюдается нарушение по шкалам «Принятие-отвержение» и «Симбиоз».
На втором этапе изучалось восприятие матерью ребенка и ее реакция на детское поведение, которое исследовалось с помощью методики «Взаимодействие родитель–ребенок» И.М.Марковской (рис. 1). Позитивное восприятие отмечалось у матерей нормально развивающихся детей, негативное – у матерей детей с ЗПР.
Матери нормально развивающихся детей воспринимают детей как самостоятельных, активных, умных, больших. Матери детей с ЗПР чаще выбирали такие характеристики ребёнка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий т.д. Одни говорили, что их ребёнок «часто дерётся», «конфликтует»; другие – «всего боится», «чувствует страх», «переживает», «часто плачет», «не может за себя постоять» и т.п.
Рис. 1. Средние значения (%) эмоциональных оценок восприятия матерями своих детей
Матери детей с ЗПР чаще испытывают негативные эмоции, такие, как разочарование, страх, раздражение по отношению к ребёнку. Наиболее типичными реакциями этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, жалеют такого ребёнка, с другой, – негативно к нему относятся.
Матери детей без нарушения развития гораздо более ориентированы на сотрудничество с детьми, нежели матери детей с нарушением психического развития. Эти матери используют убеждающие стратегии, одобряют действия своего ребёнка.
| |||
|
|
Рис.2. Зависимость родительских оценок от стилей воспитания:
а – дети с ЗПР; б – нормально развивающиеся дети.
На следующем этапе исследовалось восприятие переживаний матерью, связанных с выполнением родительской роли, по методике PARI Е Шеффера и Р. Белла. Результаты исследования показывали, что психическое состояние ребенка выступает существенной детерминантой материнства. Были единичные случаи эмоционального отвержения своих детей. Следует отметить, что такая ситуация имеет для детей весьма негативные последствия, ограничивающие их компенсаторные возможности. Субъективные оценки матерей соотносились с данными объективного исследования, которые были объединены в следующие группы: