Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Родительская мотивация изучалась в плане сотрудничества с дошкольным учреждением. Уровень родительской мотивации определялся на основании разработанных В.В. Ткачевой анкет (приложение 2) и оценивался по следующим параметрам:
– адекватность оценки родителями состояния своего ребёнка;
– готовность к полноценному сотрудничеству с дошкольным учреждением в процессе коррекционной работы, понимание его важности и необходимости;
– продуктивность использования коррекционно-педагогических и психологических рекомендаций.
Результаты исследования родительской мотивации (табл. 2, 3). Разная степень готовности к сотрудничеству с дошкольным коррекционным учреждением соответственно определила различные уровни родительской мотивации: высокий, средний, низкий, которые мы дифференцировали по количеству набранных баллов: высокий уровень – 3 балла, средний – 2 балла, низкий – 1 балл.
Сведения о родителях экспериментальной группы
Таблица 2
Фамилия |
Состав семьи |
Социальный статус |
Количество детей в семье |
Жилищно-бытовые условия |
1. Семья Ч. |
Полная |
Высокий |
2 |
Хорошие |
2. Семья Щ. |
Полная |
Средний |
1 |
Хорошие |
3. Семья Б. |
Полная |
Средний |
2 |
Удовлетворительные |
4. Семья К. |
Полная |
Низкий |
5 |
Неудовлетворительные (общежитие) |
5. Семья Л. |
Полная |
Низкий |
3 |
Неудовлетворительные (коммунальная квартира) |
Сведения о детях экспериментальной группы
Таблица 3
Список детей |
Год рождения |
Диагноз |
1. Сергей Ч. |
27. 04. 1999 г. |
ЗПР, ОНР III уровня |
2. Юра Щ. |
30. 01. 1999 г. |
ЗПР, ОНР II уровня |
3. Софья Б. |
24. 04. 1999 г. |
ЗПР, ОНР II уровня, |
4. Анна К. |
01. 05. 1999 г. |
ЗПР, ОНР II уровня |
5. Илья Л. |
25. 10. 1998 г. |
ЗПР, ОНР III уровня |
Родители со средним уровнем мотивации также понимали состояние своего ребёнка, не отрицали необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением, но при малых усилиях с их стороны, соглашаясь со всеми доводами специалистов, всё же мотивировали свою пассивность недостатком времени. Такая семья была одна (семья К.).
Родители с низким уровнем мотивации – семьи Л. и Б. – неадекватно оценивали состояние своего ребёнка, не понимали необходимости коррекционной работы и не принимали замечаний и предложений в свой адрес.
Плохая информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, неверие и несвоевременное обращение к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям, – все это выявлялось в ходе структурированной беседы. В нашем случае беседа показала, что более половины матерей, взятых на исследование, относилось к будущему ребенка пессимистически, что подтверждают результаты анализа опроса по методике PARI Е. Шеффера и Р. Белла (приложение 3). Они свидетельствуют, что матери детей с ЗПР менее склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.