Методы, цели, задачи и содержание констатирующего эксперимента
Анализ социально-психологической характеристики семей и уровня готовности родителей к полноценному сотрудничеству с дошкольным коррекционно-образовательным учреждением выявил вариативность позиций в соотношении социального статуса и родительской мотивации. Отмечается отсутствие взаимосвязи между социальным статусом и уровнем готовности родителей к сотрудничеству в семьях с оптимальной и удовлетворительной характеристикой, а также закономерная связь между неудовлетворительным социальным статусом семьи и низким уровнем мотивации. Наиболее продуктивное взаимодействие в процессе коррекционной работы отмечено в семьях с удовлетворительной оценкой социального статуса.
Таким образом, из исследованных нами семей 32% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с ЗПР. Столько же родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни; 24% – досуг совместно с ребенком не проводят; только 12% родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.
Часть родителей (12%) стремится удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. 29% родителей инфантилизируют ребенка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. У 59% родителей отчетливо просматривается в общении с детьми авторитаризм.
В рамках этого же этапа изучения семей нами исследовалась также готовность родителей к взаимодействию со своим ребенком. Родителей с низким уровнем готовности характеризовало отсутствие знаний об особенностях эмоционально-волевой незрелости детей и характере нарушений их познавательной деятельности. Родители не стремились окружить своего ребенка заботой и поддержкой, игнорировали его интересы и мнения. Они не умели создавать условий для эмоционального благополучия ребенка, устанавливать с ним положительный контакт.
Взаимодействие родителей с низким уровнем готовности в совместной деятельности со своими детьми характеризовалось слабо выраженными связями и напряженностью. В их взаимоотношениях не хватало эмоционального тепла, родители были заняты собственными проблемами и не умели заинтересовать детей, вовлечь их в совместную деятельность. Дети испытывали дефицит общения с родителями, что не облегчало его положения в семье и дошкольном учреждении. Такое взаимодействие называют «педагогически неэффективным».
Знания родителей со средним уровнем сформированности готовности к взаимодействию с ребенком с ЗПР были поверхностными, несистематизиро-ванными. Они осознавали необходимость оказания ребенку помощи, но часто не знали, в чем она заключается, и зачастую осуществляли воспитание интуитивно. Взаимодействие родителей и детей отличалось спонтанностью, совместные действия носили непродолжительный, формальный характер. Неумение организовать совместную деятельность, недостаточное владение приемами, средствами и способами взаимодействия приводят к ощущению неудовлетворенности, подавленности и усталости от взаимных отношений. Контакты детей с родителями были мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Такое взаимодействие называют «педагогически малоэффективным».
Родители, у которых готовность к взаимодействию с ребенком ЗПР сформирована на высоком уровне, владели знаниями о природе задержки психического развития. Они принимают ребенка таким, какой он есть, верят в его будущее, внимательны, ласковы и терпеливы, осознают свою ответственность за воспитание такого ребенка. Они умеют вызвать и поддержать детскую инициативу и заинтересовать ребенка совместной деятельностью.
Взаимодействие на таком уровне характеризовалось общностью интересов. С помощью игровых форм родители побуждали детей к умственным действиям. Дети легко вовлекались в игровую деятельность, которая способствовала обогащению их бытового словаря, развитию связной речи, памяти, внимания, наблюдательности, воспитанию самостоятельности, общительности и др. Несмотря на то, что родители задавали определенное направление поведению детей, у них всегда оставалась определенная степень свободы для проявления своей индивидуальности. Такие взаимоотношения отличались взаимопониманием, взаимоподдержкой, сочувствием и сопереживанием, воспитывая и развивая детей, обогащая их опыт, и потому их называют «педагогически эффективными».
Таким образом, рассмотренный этап констатирующего эксперимента показывает, что у 54% родителей готовность к взаимодействию с ребенком с ЗПР сформирована на низком уровне, у 35% – на среднем и только у 11% родителей – на высоком уровне.
На первом этапе эксперимента исследовались конкретные родительские установки по отношению к детям с ЗПР в сравнении с семьями, воспитывающими нормально развивающихся детей, по методике диагностики родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги (приложение 4). У большинства матерей отмечался избыточный контроль, который приобретал авторитарные черты. Кроме того, они неосознанно вырабатывали вторичную инфантилизацию у ребенка. Невозможность для родителей изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и изменения эмоционального статуса ребенка, с другой, – приводит к неприятию ребенка матерью (табл. 4).