Условия возникновения и становления опыта.

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы , присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально- эстетические качества.

Важным средством приобщения учащихся к творчеству , развитие их способностей является приобщение их к свободной , импровизации , умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества , на них следует воссоздать такие условия как : атмосфера раскованности , отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея , даже самая плохая , не должна критиковаться.

Но только создание этих условиях не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний : умение комбинировать и конструировать , анализировать . находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.

Творческие способности формируются поэтапно. Сначала формируются способности , связанные с творчеством на основе зрительного представления. Показателями этих способностей могут служить : оригинальность , беглость , смысловая завершенность , эмоциональность.

Мной был проведен констатирующий эксперимент в 5 «б» классе.

На основании анализа литературы, наблюдений за учебной деятельностью детей на уроках технологии бесед с ними были выявлены следующие параметры, которые могут выступать в качестве критериев развития творческих способностей:

-оригинальность

-гибкость мышления

- беглость мышления.

Я считаю , что к критериям развития творческих способностей можно отнести эмоциональность.

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.

Человек способен хранить в памяти зрительную информацию очень длительное время, иногда годами. В определенный период эта информация может проявляться путем сложной системы ассоциаций в оригинальном виде. Человек может что-то увидеть и не обратить на это сознательного внимания. Когда же ему потребуется изобразить это, в его памяти всплывет образ нужного предмета или явления.

Однако , изобразить по памяти то, что когда-то человек видел , с полным сходством нельзя , но общее образное представление передать можно. Однако данное изображение будет представлять собой нечто новое оригинальное, И здесь на помощь приходит образное мышление.

В основе слова « воображение» лежит слово « образ» . т. е. воображать – это значит мыслить образами. Образное мышление неразделимо с воображением.

Оригинальность – это психическое явление , при котором создаётся новый образ. На основе уже имеющих образов и ассоциаций , при чем этот созданный образ присущ только одной личности.

Оригинальность – является одним из наиболее наглядных критериев развития творческого воображения, а также длительности памяти.

Таким образом , оригинальность занимает особое место в структуре психического развития человека, а также в развитии творческого воображения.

Для исследования уровня развития оригинальности детей я использовала следующую диагностику. Детям предлагался листок с 10-ю фигурами (см. приложение). Учащимся предлагалось преобразовать каждую фигуру в законченный образ.

В течение проведения этой диагностики наблюдалась растерянность у некоторых детей , чувство удивления. Многие же рисовали образы с удовольствием , заинтересованностью, были увлечены заданием. эти дети пытались дать интересные , оригинальные решения. Самые оригинальные преобразования наблюдались у детей , которые любят рисовать и придумывать при этом свои рисунки, а не срисовывать у других ,кроме этого именно эти дети в большинстве случаев довольны готовым результатом своей трудовой деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>