Условия возникновения и становления опыта.
Итоговый результат тестирования определялся по следующим качественным характеристикам:
Высокий уровень- дети преобразуют от6 до 10 предложенных
Фигур .Созданные образы оригинальны.
Средний уровень- преобразованы 4-5 фигур.Образы, созданные детьми оригинальны.
Низкий уровень – 3 и менее оригинальных преобразований.
При этом оригинальность рисунков определялась следующим образом: среди рисунков детей выделяются неоригинальные, часто повторяющиеся рисунки, малооригинальные , оригинальные или очень редкие.
Результаты зарегистрированы мной в следующей таблице:
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
26,6 % |
53,3 |
20 % | ||
Таким образом , видно , что уровень оригинальности в этом классе ниже среднего. Всего 26,6 %учащихся смогли преобразовать более 6 фигур в законченные , оригинальные образы, которые при этом не повторялись по тематике.
В основной же массе дети показали средний уровень оригинальности. В основном это несложные геометрические фигуры . Например, круг большинство детей преобразовывали в цветок, солнце , лицо. Такие преобразования не отличаются своей оригинальностью. 20% учащихся показали низкий уровень ассоциативно- образного мышления.
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ,
Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому , далекому от первого по содержанию.
Гибкость мышления включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений , комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации. Таким образом , гибкость мышления занимает особое место в любой деятельности человека, а также в развитии творческого воображения. Для исследования гибкости творческого мышления учащихся мной был выбран тест Е. П. Торренса. В основе этого метода лежит способность строить различные изображения на основе одного и того же повторяющегося образа, графического контура.
Бланк теста представляет собой стандартный лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковыми контурными изображениями ( по 8 штук в каждом ряду), Изображения могут напоминать капли , круги , зигзаги (см. приложение).
С помощью этого теста я выяснила беглость мышления у детей. Для этого необходимо было дать на выполнение задания определённое время (20 мин.). Главный показатель гибкости творческого мышления – количество идей воспроизводимых ребенком.
Результаты тестирования определялись следующими качественными характеристиками:
Высокий уровень- преобразовано 8 и более фигур. Образы не объединены одной темой.
Средний уровень -6-7 преобразований. Образы различны по тематике.
Низкий уровень преобразовано 5 фигур. Встречаются тематические повторы.
Результаты тестирования были занесены мной в следующую таблицу.
Высокий |
Средний |
Низкий |
26,6 % |
46, 6 % |
26, 6 % |
Таким образом, из таблицы видно, что 26,6 % учащихся показали высокий уровень развития гибкости мышления. Эти учащиеся обладают способностью быстро и тесно переходить от одного класса явлений к другому , далекому от первого по содержанию. Большее количество учащихся смогли воспроизвести 6-7 предметных тем , такие учащиеся составили 46,6 % . Были и такие учащиеся , которые изобразили 5 предметных тем . Такой показатель говорит о низком уровне развития гибкости мышления. Такие учащиеся составили 26,6 %. Таким образом ,уровень развития гибкости творческого мышления ниже среднего.