Условия возникновения и становления опыта.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ.
Этот критерий предполагает эмоциональную подготовку к уроку ( наличие положительного эмоционального настроя), выраженность эмоций в процессе работы. Удовлетворением результатом своего труда.
В процессе развития творческого воображения большое значение имеют эмоции, которые оказывают сильное влияние и на работу сознания, и на творческую инициативу человека. Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию. Педагогу надо быть очень наблюдательным и гибким. Нельзя слепо следовать программе , как бы хороша она не была. Надо постоянно чувствовать , что нужно детям именно в данный момент , какая складывается ситуация. Поэтому очень важно использовать естественные эмоции детей.
Эмоциональная подготовка детей необходима к любому заданию. Урок труда немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных живых диалогов с учениками , зрительных образов, игровых ситуаций.
Эмоциональное вхождение в урок просто необходимо, это важные минуты урока.
А. В. Луначарский писал: « Мы устроены так, что чувственное для нас важнее , чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным когда почувствуем его не только головой , но призовем к этому всю нашу нервную систему».
На уроке в душе ребенка происходит великая работа , которую способны в какой-то степени увидеть и почувствовать только педагогическая проницательность.
Необходимо сделать так , чтобы дети во время занятий получали удовольствие от своей работы. Учитель должен иметь в поле зрения каждого ребенка, видеть не только как он работает , но , главным образом как он относится к самому процессу создания – весело или скучно, интересно или безразлично. Нужно вовремя помочь ему , поддержать , если потребуется – пробудить потерянный интерес.
Уровень развития эмоциональности исследовался мной в ходе наблюдения за учащимися в процессе учебной деятельности. На каждого учащегося была заведена учебная карточка наблюдения, где фиксировалось наличие положительного эмоционального настроя , выраженность эмоций , удовлетворение результатом своего труда. Уровень развития данного критерия я выявляла в ходе наблюдения за учащимися в процессе творческой деятельности.
В ходе наблюдения я распределила учащихся по трем уровням:
-Высокий уровень эмоциональности, т. е. наивысший балл получили те девочки , которые имея положительный настрой перед выполнением работы сумели сохранить его на протяжении всей деятельности и которые были удовлетворены результатом своего труда.
Средний уровень эмоциональности – предполагал либо наличие эмоционального настроя и выраженность эмоций в процессе работы, по неудовлетворенности результатом своего труда, либо начав работу без эмоционального настроя, но приобретая его в процессе работы учащийся остался доволен результатом своего труда. Наблюдаются перепады от положительного настроя к отрицательному.
Низкий уровень эмоциональности- в процессе работы учащийся терял эмоциональный настрой, полученный в начале урока и был совершенно недоволен результатом своего или же у ребенка не присутствует ни один из показателей эмоциональности.
Результаты наблюдений зарегистрированы мной в следующую таблицу.
Высокий уровень эмоциональности |
Средний уровень эмоциональности |
Низкий уровень эмоциональности |
21% |
56 % |
23 % |
Таким образом , только у 23 % детей низкий уровень эмоциональности, т. е. во время работы преобладали отрицательные эмоции , недовольство результатом своей деятельности, иногда даже характерно незаконченность работы.
Основная же масса учащихся имеет амбивалентные эмоции в течение урока технологии, отмечается резкое переключение с одной мысли на другую.