Заключение
Выпускная квалификационная работа «Интеллектуальная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся» имеет как теоретическое, так и практическое значение.
На основе психолого-педагогической литературы нами была раскрыта сущность, структура, функции, классификация интеллектуальной игры и её особенности в познавательной деятельности учащихся. Анализ изученного материала позволяет сделать нам вывод о том, что практически любой учитель обществознания и других социально-политических дисциплин, сегодня, применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано, на наш взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения обществознания. Арсенал форм уроков современного учителя не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении и трансформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Перед учителем обществознания сегодня стоят остроактуальные проблемы современной цивилизации, и их решение носит первоочередную задачу общества. Поэтому выбор пути развития в современный период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий очень важны для обсуждения и выработки собственной оценки учащихся. Дискуссионность этих вопросов на уроке невозможно без приобретения опыта ведения диалога, спора и приобщения к творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и залогом успеха подрастающего поколения в их последующей деятельности. Коммуникативный диалог и способность к моделированию - это важные умения человека будущего. Учитывая выше сказанное, нами была разработана и внедрена в учебную практику школы интеллектуальная игра «Кто это? ».
В ходе экспериментального этапа работы было выяснено, что на уроке необходимо применять различные виды игровых форм обучения, способствующих формированию особого мира практической деятельности ребёнка и самовоспитанию. Используя различные виды игр, учитель имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Каждая из них направлена на развитие интеллекта детей и повышение их способностей. В этом мы убедились, уже на формирующем этапе исследования, когда учащиеся начинали готовиться к игре. Подтверждением наших рассуждений о пользе интеллектуальной игры стало контрольно-итоговое тестирование, которое подтвердило благоприятное воздействие игры на формирование познавательной активности учащихся. Мы пришли к выводу, что через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Игра вызывает у школьника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность. Тем самым способствует повышению уровня успеваемости и развития познавательных процессов школьников.
Проделанная исследовательская работа доказывает, что использование интеллектуальных игр повышает развитие мыслительных процессов детей. Результаты исследования наглядно представлены в таблицах. Из которых видно, что до проведения интеллектуальной игры уровень развития мыслительных процессов был небольшим, а затем повысился. Это свидетельствует о том, что дети ещё не могут привыкнуть к повышенным требованиям и нуждаются в привычной форме общения – игре, поэтому они во время игр более активны. Это и объясняет более высокие показатели.