Проблема формирования индивидуальности учителя
Творческая индивидуальность учителя-будущего педагога - это не то же самое, что творческая индивидуальность учителя. Студент осуществляет сначала учебную, а затем учебно-профессиональную деятельность. Его творческую индивидуальность можно проследить по нескольким направлениям: во-первых, в процессе овладения общенаучными предметами (студент стремится занять позицию субъекта познания, что находит свое выражение, например, в стремлении найти связи изучаемого с будущей профессией), во-вторых, в процессе профессиональной теоретической и практической подготовки (студент стремится сложить собственную позицию, смоделировать себя как учителя, при этом не привязывается к теоретическим шаблонам, а создает собственную модель. Теоретические и методические дисциплины для такого учителя служат лишь отправной точкой, опорой, первоначальной базой. Студент стремится к собственным способам решения учебных педагогических задач. При этом творческая индивидуальность характеризуется не просто высокой обучаемостью, - ей присуща креативность как свойство психики в целом.
Структура творческой индивидуальности учителя-будущего педагога может быть представлена на основе концепции педагогики индивидуальности следующими компонентами:
- мотивационная сфера - стремление выполнять учебные и профессиональные действия независимо от сложившихся стереотипов, предлагаемых рекомендаций и образцов, желание испытывать творческие муки и радость, удовлетворение от найденных решений, стремление к творческому процессу, ведущие мотивы - интерес к поиску собственных, новых решений, желание творить;
- интеллектуальная сфера - владение умениями проблемного учения (видение проблемы, ее формулировка, поиск способов решения проблемы, и т.д.), креативность мышления, гибкость и системность мышления, творческое воображение, склонность к моделированию, проектированию, прогнозированию, генерированию идей;
- волевая сфера - проявление волевых качеств в ситуациях поиска, моделирования и создания собственных вариантов деятельности по решению учебных и профессиональных задач;
- эмоциональная сфера - проявление чувств, сопутствующих поиску, открытиям, изобретениям, чувствительность к творческим моментам в учебной и профессиональной деятельности;
- предметно-практическая сфера - нетипичное для окружающих поведение (способность быстро ориентироваться в новой информации, принимать нестандартные решения и т.п., непредсказуемость поворотов мысли, действий и поступков для окружающих);
- экзистенциальная сфера - осознание себя как творческой индивидуальности, своего места в общественной, учебной и профессиональной деятельности, понимание своего творческого потенциала в сфере высшего образования и будущей педагогической деятельности; проявление независимости, свободы в выборе собственных действий, мыслей, поступков;
- сфера саморегуляции - способность рефлексировать в творческом процессе, управлять своими мыслями, сознательно направляя ход своих рассуждений в нужное русло, стремление к источникам ассоциаций, обеспечивающих догадки, озарение и т.п., самостоятельное создание условий для собственной творческой активности.
Данная структура творческой индивидуальности учителя-будущего педагога дает возможность представить цели формирования и развития индивидуальности применительно к каждой сфере:
- в мотивационной сфере - развитие целеполагания творческой деятельности, стремлений к достижению успехов в творческой деятельности, потребностей в творческой самореализации;
- в интеллектуальной сфере - развитие креативности мышления, профессиональной обучаемости, творческого воображения;
- в эмоциональной сфере - развитие умений управлять собственными эмоциональными состояниями в условиях творческой деятельности;
- в волевой сфере - развитие настойчивости, целеустремленности в творческой деятельности, способности преодолевать трудности в ситуациях "мертвая точка";
- в предметно-практической сфере - развитие творческих способностей;
- в сфере саморегуляции - развитие умения управлять собой в состоянии поиска, анализ своих творческих актов;
- в экзистенциальной сфере - развитие представлений о себе как о творческой индивидуальности, независимость и самостоятельность.
Развитие индивидуальности учителя-будущего педагога выступает для него как одна из целей профессиональной подготовки. Только обладающий высоким уровнем развития индивидуальности, всех сфер психики учитель способен понимать важность формирования и развития индивидуальности своих учащихся, способен организовать и успешно осуществить этот процесс. Это - исходная позиция как для учителя, так и для преподавателя вуза.