Проблема формирования индивидуальности учителя
Эти данные свидетельствуют о том, что индивидуальность педагога как профессионала отличается от индивидуальности другого специалиста наличием названного выше комплекса способностей и умений, характерных для всех сфер - и интеллектуальной, и волевой, и мотивационной, и др.
Профессионализм предполагает наличие комплекса потенциально высоких способностей: академических, исследовательских, творческих, познавательных, социальных (главным образом управленческих) и эмоциональных (Н.Ф. Горчакова). В психологии способности рассматриваются как сложное явление - это и индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, и такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения соответствующей деятельности, и особая чувствительность человека к восприятию окружающего мира с соответствующей адекватной реакцией на него (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др.). В последнее время способности в психологии рассматриваются как особое психологическое свойство функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности, характеризующейся точностью, надежностью, скоростью функционирования (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин). Изучение и развитие профессиональных способностей представляет собой одну из целей профессионального образования и одну из проблем высшей педагогики и психологии.
К составляющим профессионализма относятся также креативность ("творческость"), активность как способность к действию и экспериментированию с предметной средой, энергетический потенциал человека (связанный с такими эмоциями, как любовь и гнев, которые "запускают" механизмы деятельности), мотивация достижения и стремление к самосовершенствованию. Психологи доказали, что потребность в достижениях, уровень притязаний и самооценка индивида поддаются управлению через такой рычаг, как психологически выверенное сочетание санкции за неудачу и награды за успех. Исследования
Ю.М. Орлова (1984) показали, что если эмоциональное значение поощрения за успех сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу эмоционально более значимо, чем поощрение за успех, то постепенно формируется стремление избегать неудачи. Стремление же к самосовершенствованию - это естественное, присущее человеку от природы стремление.
Индивидуальность профессионала характеризуют не только свойства и качества. Сам факт их присутствия в психике человека еще не все раскрывает в его индивидуальности. Важным ее критерием выступает индивидуальный стиль работы.
Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех компонентах педагогической деятельности. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции учителя в педагогическую среду, сравнения себя с другими педагогами. Каждый учитель отличается от других выбором и комбинацией способов преподавания, отношением к детям, динамикой и траекторией движения, уровнем притязаний, характером ошибок и затруднений.
Чем более развиты педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, способности управлять своими мыслями, действиями, поступками, отношениями и др., тем более продуктивной, интересной, результативной является педагогическая деятельность.
В психологии индивидуальный стиль рассматривается как устойчивое сочетание мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования педагогической деятельности . Учеными выявлены содержательные, динамические, результативные характеристики индивидуального стиля, включающие ряд свойств и качеств психики (рефлексивность, гибкость, импульсивность, эмоционально-положительное отношение к учащимся, тревожность - повышенная чувствительность к ошибкам и неудачам - и др.).
По данным психологов, всех педагогов можно условно разделить на четыре типа - в зависимости от сочетания особенностей эмоциональной сферы учителя и его методического мастерства, сложившегося благодаря развитию интеллектуальной сферы: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный. Имеются и другие подходы к рассмотрению индивидуального стиля деятельности учителя.
В акмеологии индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных личностных проявлений мастера, в деятельности которого тесно связаны между собой фундаментальные знания и практический опыт работы, включающий способы и формы психолого-педагогического взаимодействия, переплавленные в созидательное целое с целью корректирующего воздействия. Стиль - это сплав индивидуального и типического, т.е. того, что присуще мастеру как представителю определенного социума. Типическое - это некие общие черты, свойственные многим творчески работающим мастерам и являющиеся частью индивидуального. Типическое и индивидуальное взаимообусловливают друг друга и оказывают взаимное влияние. Мастер, владеющий ярковыраженным индивидуальным стилем, является лидером в коллективе единомышленников, новатором в определенной области. У него могут быть свои пути, принципы, методы, средства, формы и приемы работы. Вместе с тем он, увлеченный своими поисками и находками, использует передовой психолого-педагогический опыт.