Проблема формирования индивидуальности учителя
Ученые отмечают, что ни один из выделенных стилей не является более предпочтительным с точки зрения успеха учебной деятельности. Однако знание студентом собственных регуляторных особенностей (и преподавателем тоже) позволит определить необходимость и направление коррекции сферы саморегуляции.
В экзистенциальную сферу человека входят в качестве основных компонентов рефлексивные процессы, способность оценивать свои возможности, осознавать себя индивидуальностью, что позволяет выработать свои ценности и смыслы и сложить свою "Я-концепцию". Результаты изучения ценностных ориентаций современных студентов свидетельствуют о том, что социально-экономические ценностные ориентации оказались под воздействием рыночных отношений, что нашло выражение в намерениях заметной части студентов заняться коммерческой, предпринимательской деятельностью. Вместе с тем сохраняются дореформенные позиции студенчества по отношению к образованию как одной из жизненных ценностей. Что касается ценностей в области образования, то обращает на себя внимание "потребность в сохранении собственной индивидуальности" (стремление к независимости от других и желание сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений) - она занимает второе место. Потребность в достижениях является наиболее значимой ценностью для первокурсников, в дальнейшем имеет тенденцию к некоторому снижению. В целом ценностные ориентации студентов соответствуют социально-экономическим преобразованиям в нашей стране и не остаются неизменными - они подвержены переоценке в зависимости от условий обучения, социальных факторов и возрастных особенностей студентов. Так, по данным опроса , 79% будущих учителей в качестве ценности назвали сохранение собственной индивидуальности, а 74% первокурсников - развитие себя. При этом если к четвертому курсу "развитие себя" как ценность сохранилась у 48% студентов, то "сохранение собственной индивидуальности" осталось у 79% выпускников. Примечательно, что и по другим данным будущие учителя ставят на пятое место из 18 предложенных для ранжирования такую ценность, как "индивидуальность самовыражения" - 34,6% респондентов . По нашим данным оказалось, что желание развить у себя необходимые для профессии качества, сферы индивидуальности присуще подавляющему большинству студентов, прошедших первую педагогическую практику в школе, и это желание ставится на первое место у 87% респондентов.
Характеризуя экзистенциальную сферу студентов-будущих педагогов, следует отметить, что представленные данные о ценностях отражают оценочный компонент Я-концепции, который далеко не всегда может соответствовать подлинным притязаниям учителя, а нередко освещать влияние социальных норм и представлений о том или ином вопросе. Как показывает наш опыт, многие студенты, заявляющие о желании реализовать себя, о значимости для них собственной индивидуальности, тем не менее в учебной деятельности оказываются не в состоянии осуществить свои представления о себе, реализовать поведенческую Я-концепцию (особенно это характерно для студентов 1, 2, 3-го курсов). Мы склонны объяснить это недостаточным развитием необходимых способностей и отсутствием соответствующих умений (способности самоанализа и самооценки, умения рефлексировать, сравнивать свой опыт и потенциал с опытом и потенциалом других людей и др.). В целом индивидуальность современного учителя характеризуется обеднением интеллектуального запаса, упрощением схем мышления, недостаточной развитостью сферы чувств.
Научный подход к индивидуальности учителя предполагает рассмотрение не только разнообразия индивидуальных проявлений человеческой психики в тех или иных ситуациях. Важнее отметить, что индивидуальность - это целостность, единство гармонично развитых сфер и их составляющих. С этой точки зрения вряд ли приходится говорить о том, что каждый студент - высокоразвитая индивидуальность. Для того чтобы стать такой индивидуальностью, необходимо развить у себя в совершенстве все сферы психики. Для каждого учителя цель развития индивидуальности может выглядеть по-своему - все зависит от того, с каким развитием психики он был зачислен в вуз: одним в мотивационной сфере следует развивать стремление к самообразованию, другим - мотивы достижения; в интеллектуальной сфере может быть необходимость развивать профессионально важные качества мышления или овладевать способами учебной деятельности и т.д.
Индивидуальность учителя как понятие воплощает в себе характеристики психических сфер человека - такие характеристики, которые отражают целостные свойства психики, проявляющиеся в условиях учебной деятельности. Это есть нечто идеальное, совершенное. Ясно, что становление индивидуальности - это длительный процесс, в котором можно выделить несколько этапов. Для каждого человека длительность и количество этапов - свои. На каждом этапе индивидуальность можно представить с помощью совокупности признаков и степени их выражения - в виде уровней развития индивидуальности.