Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы.
Государственная программа «Сельская школа» (1998г.) [58] предусматривает предоставление сельским школьникам полноценного образования в соответствии с их способностями, что предполагает необходимость поиска и адаптации педагогических технологий, учитывающих региональные особенности проведения учебного процесса. В Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (1999г.) [102] в качестве цели воспитания определено формирование социальной и духовной зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Достижение такой цели невозможно без формирования у школьников познавательной активности как деятельностного отношения к окружающей социальной и природной действительности, способности преобразовывать ее на основе усвоения общественно- исторического опыта. Активизация познавательной деятельности предполагает комплексное воздействие на мотивационно - потребностную, эмоционально – волевую и когнитивную сферы личности школьника с целью развития познавательного интереса, произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.
Овладение любой деятельностью начинается с освоения составляющих ее действий и операций, понимаемых как совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение поставленной цели. Деятельность человека носит созидательный характер: преобразуя мир, человек преобразует себя. Такое преобразование выражается, прежде всего, в том, что субъектом деятельности осваивается перенос внешних действий предметной деятельности и общения в умственные действия внутреннего плана деятельности – интериоризация [47; 49; 165].
На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательной деятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого-педагогических особенностей [74; 193, c. 174]. Современная психолого-педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует её как организацию действий учащихся, направленных на осознание и решение конкретных учебных проблем с помощью совокупности методов – приёмов деятельности, ведущих к достижению определенной цели [216, c. 173].Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом [73, c. 78-84; 237, c.135].
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении гуманитарным дисциплинам при переходе на новое содержание образования модернизированных традиционных методических средств в комплексе с разработанными новыми.
Теоретический анализ феномена познавательной деятельности, представленный в трудах ведущих педагогов Ю.К. Бабанского [14]; А.С. Белкина [18]; Н.В. Бордовской, А.А. Реана [31]; В.В. Буткевич [34]; В.И. Гинецинского [53]; Л.В. Занкова [79]; Н.В. Кузьминой [110]; И.Я. Лернера [124]; Р.С. Пионовой [169]; И.Ф. Харламова [221]; И.И. Цыркуна [225]; и психологов Б.Г. Ананьева [9]; Л.И. Божович [28]; П.Я. Гальперина [49]; В.В. Давыдова [62]; Н.Т. Ерчака [71]; Н.И. Жинкина [75]; И.А. Зимней [81]; А.А. Леонтьева [154]; А.Н. Леонтьева [123]; А.Р. Лурии [132]; Н.А. Менчинской [142]; Н.Ф. Талызиной [205]; Д.Б. Эльконина [238]; В.А. Якунина [242], определил направления дальнейшего научного поиска в условиях современной школы.
Исследованием педагогических проблем формирования познавательных процессов учащихся занимались Н.В. Кухарев [113]; А.К. Маркова [137]; М.В. Матюхина[139]; М.П. Осипова [3].
Развитие личностного потенциала учащихся происходит на всех ступенях системы непрерывного образования, однако особая роль в этом процессе принадлежит начальной школе, где осуществляется овладение новыми ведущими видами деятельности и закладывается фундамент личностного развития. Речь идёт не только о функциональном развитии навыков учебной деятельности, но и о развитии всех видом их речевой и мыслительной деятельности, которые являются основой для полноценного интеллектуального развития. Язык служит средством коммуникации и вербальной мыслительной деятельности [27; 43; 45; 47]. Развивая речь, обучаясь языку, человек учится не только говорить, но и мыслить[194].