Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы.
На сегодняшний день не все учителя четко представляют современную теорию методов обучения и стремятся использовать новые подходы к преподаванию материала. В частности, почти не используются информационные педагогические технологии. Также не решаются психолого – педагогические проблемы, связанные с укоренением их на практике [13]. Между тем, информационные технологии играют роль конкретной методики, которая связывает между собой теорию и практику обучения [146].
В современных условиях весьма актуальным является решение вопроса о педагогической целесообразностью и функциональной возможности использования компьютерного обучения. При этом внимание концентрируется не на самих технических средствах обучения, а на способах их применения в процессе обучения [111, c. 285 – 287]. Переход от старой «безмашинной» модели обучения «учитель – ученик», при которой учитель – источник информации транслирует ее ученикам, к трехэлементной трансляционной модели «учитель-компьютер-ученик» связан с использованием новых педагогических технологий. В их основу может быть положена идея программированного обучения, которая даёт возможность организовать самостоятельную работу всех учащихся учебной группы (класса) и в известных рамках её дифференцировать [56, c. 183-184; 199, c. 57-58]. Использовать обучение с помощью компьютера целесообразно в совокупности с традиционными средствами обучения [52, c. 96; 100]. Деятельность учителя в условиях автоматизации учебного процесса должна повторять структуру традиционной учебно-познавательной деятельности. А сама личность учителя не может быть целиком заменена машиной [204, c. 57-61]. Учитель, при условии определенной подготовки, может передать часть своих функций техническим средствам обучения. Изменение его роли, как источника информации, ведет к возникновению субъект – субъектной ситуации, где учитель выступает как консультант и коллега ученика [42, c. 6-7].
Данные ранее проведенных исследований по этому вопросу, свидетельствуют о том, что использование информационных технологий успешно помогает учителю провести формирование приёмов умственной деятельности, проводить не только контроль результатов обучения, но и его коррекцию [52, c. 168-170; 166, c. 112]. Функциональные возможности компьютерного обучения, как считают исследователи, целесообразно использовать в педагогическом процессе при организации познавательной деятельности, потому как алгоритмы компьютерного обучения и познания сродни друг другу.
Возникает, также, необходимость наиболее оптимальной методики обучения гуманитарным дисциплинам.
В процессе обучения истории учителями – практиками выделяется два типа умственной деятельности: репродуктивный и поисково-эвристический, что соответствует установившимся взглядам на основные этапы познавательной деятельности. В качестве необходимого методического средства, который осуществляет связь между этими типами умственной деятельности предполагается формирование у учащихся умения самостоятельно переходить от частного к общему и наоборот, что, значит, подчёркивается необходимость овладения общелогическими приёмами [108, c. 34-37]. Формирование логической культуры учащихся, как основы процесса образования вообще, рассматривается как образовательная проблема, потому что многие трудности, с которыми встречаются учащиеся, лежат за пределами изучаемого предмета – в сфере логики [35, c. 125-126]. Предметное обучение истории под целью развития исторического мышления учащихся понимает, прежде всего, формирование у школьников умения описывать рассматриваемые явления, как минимум, с двух точек зрения. Проводить логические параллели, формулировать собственные мнения и их обосновывать [115; 215, c. 16].
Таким образом, развитие исторического мышления учащихся содействует активизации познавательной деятельности, так как сочетает, по моему мнению, рациональные, умственные и чувственные приёмы познания.
Выводы по первой главе.
Элементами познавательной деятельности, которые ведут к её активизации, являются: эмоциональная деятельность на уровне восприятия событий и формирования представлений; мыслительная деятельность, на уровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.
Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующего алгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементов которого является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями. Познавательная деятельность по линии мысль – поиск требует разработки конкретных методических средств, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности учащихся.