Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы.
На современном этапе в исследованиях сочетаются два основных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено к изучению деятельности учителя и роли методических средств, и психологический, в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом их психолого - педагогических особенностей. Современная психолого – педагогическая теория считает познавательную деятельность ядром дидактики. Под организацией познавательной деятельности понимается система упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников, обеспечивающих создание дидактических условий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этим процессом.
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизации процесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучении гуманитарным дисциплинам модернизированных традиционных методических средств в комплексе с разработанными новыми.
Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированно взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; показ значимости и ценности содержания учебного материала; установление меж- и внутри предметных связей; привлечение занимательности; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь с их личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха; педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников.