Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы.
Как отмечалось в работах Л. Бахмана [245]; Л.С. Выготского [47]; А.В. Запорожца [80]; И.А. Зимней [81]; И.С. Лейтеса [122]; А.Н. Леонтьева [123]; А.А. Леонтьева [154]; В. Пенфильда, Л. Робертса [159]; С.Н. Цейтлин [223], младший школьный возраст является наиболее сензитивным к изучению языков.
Языковое образование, по свидетельству П.П. Блонского [24]; Л.С. Выготского [45;47]; И.А. Зимней [81]; Ю.Н. Кулюткина [112]; и др., существенно влияет на умственное развитие учащихся, способствует воспитанию самостоятельной, творческой, ответственной личности – субъекта своей жизнедеятельности, формируемой применением новых педагогических технологий, комплексно взаимодействующих на личность учащегося.
Идея разностороннего воспитания ребёнка выступала ведущей во всех педагогических системах прошлого. Актуальна она и в наши дни, когда проблема сохранения здоровья учащихся, наряду с их полноценным воспитанием и образованием, становится приоритетной в деятельности учителя. Это особенно четко прозвучало в материалах II съезда учителей Республики Беларусь.
Реализации познавательной активности способствует умственная самостоятельность учащихся, предполагающая владение навыками и умениями получения новых знаний, их применения в стандартных и новых ситуациях [113]. Умственная самостоятельность, формируемая посредством обучения алгоритмам операций мыслительной деятельности, позволяет учащимся эффективнее осуществлять учебно-познавательную деятельность, успешнее осваивать учебный материал, что способствует развитию их познавательных интересов, воспитанию привычки к регулярному умственному труду.
Анализ путей стимулирования познавательной активности в современной школе, позволил выделить несколько направлений: становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированно взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; показ значимости и ценности содержания учебного материала; установление меж - и внутри предметных связей; привлечение занимательности; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь с их личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха; педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников [3; 8; 18; 82; 95; 96; 113; 120; 124; 134; 157; 185; 202; 229; 232; 240, и др.].
Более дифференцированы уровни познавательной деятельности и намечены пути ее активизации в исследовании Е.В. Коротаевой [103]. Для учащихся, имеющих нулевой уровень познавательной активности – пассивных, с трудом включающихся в работу, привычных к постоянному давлению со стороны педагога, необходимо создать доброжелательную атмосферу, снять страх перед неправильным ответом. Относительно – активный уровень характеризуется проявлением заинтересованности лишь в определенных ситуациях, связанных с привлекательностью содержания материала иди формы преподавания. В обучении школьников, имеющих исполнительно – активный уровень, целесообразно применять проблемные задачи, ролевые игры, стимулирующие их активность. Высшим уровнем проявления активности в познавательной деятельности является творческий.
Однако, возможности целенаправленного освоения операций мыслительной деятельности в современных условиях реализуются не полностью [88; 142; 205 и др.]. Основная причина заключается в том, что достижение определенных результатов в обучении не всегда оказывает достаточное влияние на умственное развитие школьников. Учащиеся накапливают определенный запас знаний и навыков, но не умеют продуктивно их использовать. Следовательно, необходимы дальнейшие исследования для получения количественных данных о позитивном влиянии изучения гуманитарных дисциплин на умственное развитие, активизации познавательной деятельности учащихся.
В то же время, в современной дидактике нет ещё единого, общепринятого представления о процессе усвоения знаний и умений [21, c. 100-101]. Существующая принципиальная схема процесса обучения, в структуре которого основное место отводится познавательной деятельности, выглядит так: представление готовой информации – её усвоение – применение по примеру – творческое её применение [93, c. 203-204]. На первоначальном этапе обучения предлагается переориентироваться в преподавании истории с преимущественно простого описания событий к ознакомлению учащихся с историческими явлениями [156, c. 14]. В дальнейшем, в качестве результата, предусматривается переход к высокому творческому уровню познавательной деятельности.