Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
Компьютерная обработка текстов играет важную роль в изучении школьного курса информатики. Этот раздел входит в обязательный минимум изучения школьного курса информатики.
Начать изучение WordPad целесообразно с рассказа о том, что представляет собой обработка текстовой информации, предназначенной как для личных, так и для деловых целей. У учащихся должна быть сформировано представление о том, что эта деятельность весьма многопланова и непроста. Ученикам нужно ввести основную терминологию, связанную с текстами: символ, слово, строка, предложение, абзац, колонтитул и т. д.
Далее необходимо перейти к описанию основных функций WordPad:
загрузка программы и выход из нее;
загрузка документа в файл и сохранение его в файле;
многооконность и переход в другие окна;
функции горизонтального меню;
панель инструментов и панель форматирования;
ввод текста.
Рекомендуется изучить следующие темы:
Текстовый редактор WordPad, основные функции (2 часа)
Редактирование документов в WordPad (2 часа)
Вставка объектов (видеоклип, диаграмма, рисунок, слайд и т.д) (2 часа)
Дополнительные возможности WordPad (2 часа)[14]
После изучения этих тем ученики должны знать:
что представляет собой текстовый файл в формате .txt;
о терминологии «текстовый редактор», «текстовый процессор»;
какое место занимает текстовый процессор WordPad среди программ обработки текстов;
общие характеристики программы;
смысл обозначений (текстового меню, пиктограммы)4
в чем заключается редактирование документа;
основные операции по редактированию документа.
Учащиеся должны уметь:
создавать файлы формата .txt, осуществлять операции по обработке текстов;
запускать программу WordPad и выходить из нее;
загружать документы с диска для обработки в WordPad и сохранять его на диске, создавая бумажную копию;
загружать несколько документов в разные окна;
вводить простой текст (разными шрифтами и размером) разбитый на абзацы с клавиатуры;
отредактировать по предложенному учителем образцу текст размером 2-3 страницы;
работать с фрагментами текста (копирование, удаление, перемещение частей предложения, слов)
вставлять в текст объекты (видеоклип, диаграмма, рисунок, слайд и т.д);
перемещать рисунок по тексту;
масштабировать рисунок;
устанавливать режим автоматического переноса текста;
обмениваться данными между приложениями;
уметь пользоваться справочной системой.[14,18]
Не все эти умения и навыки можно отработать с помощью карточек-образцов, т.к. результат выполнения задания невозможно представить в готовом виде. К таким умениям относятся: создавать файлы формата .txt, осуществлять операции по обработке текстов; запускать программу WordPad и выходить из нее; загружать документы с диска для обработки в WordPad и сохранять его на диске, создавая бумажную копию; перемещать рисунок по тексту; загружать несколько документов в разные окна; устанавливать режим автоматического переноса текста; уметь пользоваться справочной системой.[20]. Остальные же умения целесообразно отрабатывать с детьми с помощью специальных заданий-образцов. Каждое задание направленное на формирование умений и навыков ученик получает в электронном виде. Для начала выполнения задания ученик должен открыть нужный файл (предполагается, что задания хранятся на Рабочем столе в текстовом документе Microsoft Word), внимательно прочитать задание и следовать указаниям. Каждое задание, направленное на проверку усвоенных умений и навыков ученик получает в виде карточки на бумажной основе.[18]