Модернизация иноязычного образования в России.
Обучение фонетическим навыкам в средней школе.
Под речевыми слухопроизносительными навыкамипонимаются навыки фонемно правильного произнесения всех звуков в потоке речи, понимание всех звуков при аудировании речи.
Под ритмико-интонационными навыками
подразумеваются навыки интонационно и ритмически правильного оформления речи и, соответственно, понимания речи других.
При обучении фонетики в школе речь идет о формировании фонемно-артикуляционных и ритмико-интонационных стереотипов. Программа предусматривает овладение учащимися звуками немецкого языка, интонацией повествовательных (утвердительных и отрицательных), повелительных и вопросительных предложений (5 класс), интонацией предложения с рамочной конструкцией (6 класс) и интонацией сложных предложений (7 класс).
Последовательность изучения звуков при практическом характере обучения иностранным языкам в средней школе определяется в первую очередь двумя положениями: 1) необходимостью формирования устно-речевых навыков в самом начале, уже во вводном курсе; 2) необходимость учета фонетических трудностей. Ведущим способом овладения произношением является многократное прослушивание и наиболее точное имитативное воспроизведение звука и последующее употребление его в речевом потоке.
Решающим фактором в создании произносительных навыков, как и любых других, являются упражнения, в данном случае фонетические.
1.Упражнения на восприятие нового звука на слух:
1. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи.
2. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;
3. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.
2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления.Используются коллективные и индивидуальные формы работы.
- воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок.
- хоровое воспроизведение вместе с учителем.
- хоровое воспроизведение без учителя.
- индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.
3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка
в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.
Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха
:
1) устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах.
2) Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.
3) Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали.
4) Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.
5) Определите количество слов в прослушанных предложениях.
6) Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.
Формирование произносительных навыков
:
1) прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
2) Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
3) Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение.
4) Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.
5) Назовите слово, содержащие определенный звук.