Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.
Значение средств наглядности на уроках русской литературы в азербайджанской школе очень велико. Эти средства способствуют решению одной из наиболее важных задач обучения русскому языку нерусских учащихся – развититию их речи.
Книжную графику, репродукции произведений живописи, различные виды экранного материала, используемые в учебных целях, правомерно рассматривать в ряде учебных ситуаций в качестве средств наглядности, незаменимых для комментирования текста и развития речи учащихся.
В любом случае работа по картине связана с большой предварительной устной проработкой с помощью трех видов бесед (в основе классификации лежат положения В.В Голубкова):
1) ориентировочная беседа, основанная на самых элементарных вопросах, помогающих подобрать необходимый словарь;
2) аналитическая беседа, выясняющая, что изображено на переднем и заднем плане картины, в центре; разбираются все действия и поступки, выражения лица, позы, одежда изображенных и т.п.;
3)синтезирующая беседа, которая строится на более сложных, более крупных вопросах, охватывающих содержание картины в определенной последовательности и уяснении идейной направленности, что должно подвести учащихся к составлению связного рассказа по картине с необходимым обобщением, выводом.
Особенности восприятия текста нерусскими школьниками обуславливают постоянное внимание учителя к работе воссоздающего воображения учащихся, к возникающим в их сознании ассоциациями. Русские слова должны ассоциироваться с понятиями, а не формами родного языка.
Именно зрительный образ порождает непосредственную ассоциацию форм неродного языка с предметами, явлениями объективной действительности, содействует развитию образного и понятийного мышления на этом (в данном случае - русском ) языке.
Зрительное представление о предмете, явлении –важная форма преодоления «языкового барьера». И если в начале учитель с помощью рисунка семантизирует новое русское слово, то на следующей ступени обучения русскому языку зрительный образ может вести к самостоятельным поискам его лексического обозначения : учащиеся вынуждены вспомнить лексику, необходимую для характеристики целого явления.
Трудно переоценить значение иллюстративного изобразительного материала как средства развития свободной, неподготовленной речи учащихся. Творческое использование активизируемой лексики нельзя организовать только на материале учебника. У детей хорошая память, и в своих ответах по прочитанному они, как правило, идут от книги, имитируют книжную речь. Работа с изобразительным материалом сможет смягчить влияние книжной, письменной речи.
Таким образом, роль наглядной опоры в мыслительной деятельности нерусского школьника, изучающего русскую литературу, значительно возрастает.
В зависимости от целей, которые ставятся при использовании картины в школе, виды занятий могут быть следующими : работа по картине, связанная с изучением литературного произведения; разбор картины как произведения изобразительного искусства; использование картины в целях усовершенствования знаний учащихся, развития у них связной речи. Данная классификация в значительной степени условна, поскольку все перечисленные виды работы находятся между собой в органической связи.
В занятиях по картине не следует строго разграничивать упражнения по языку и работу по объяснительному или литературному чтению.
Полезнее сочетать разбор картины, характеристику ее идейно-тематического и художественного содержания с сообщением учащимся определенных знаний по литературе и привитием навыков по развитию речи.