Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.
Но даже и тогда, когда рисунок совершенно точно передает содержание понятия,требуется методическая осмотрительноть. Допустим, для объяснения слова «красный» показано изображение красного мяча. Однако указанный предмет имеет и другие признаки – красный,круглый,большой или маленький и т.п. В таких случаях уместно показать рисунки предметов, отличающихся между собой одним признаком, например, два мяча- красный и синий. И на этом сопоставлении выяснить значения слов «синий», «красный». Но и здесь надо проверить, правильно ли ученики поняли данное слово, предложив им составить с ним предложение или ответить на вопрос : что еще бывает красное?
Для лексических занятий используются и более сложные рисунки и картины. Подобно тому как, увидя на фотографии старых, может быть, уже забытых знакомых, мы припоминаем их имена, ученик по картине вспоминает название изображенных на ней предметов, их признаки и составляет с этими словами предложения.
В процессе разбора картины ученики, как уже говорилось раньше, приобретают новые понятия, а с ними и новые слова. Выбирая слова, нужные для точного и образного выражения мысли ученики упражняются в употреблении синонимов, антонимов, омонимов.
Живой интерес вызывает у учащихся сравнение портретов писателя выполненных разными художниками. При этом выясняется, какие стороны духовного облика писателя выделяет каждый из них.
Картины, графика и фотографии на уроках литературы сыграют положительную роль при характеристике обстановки, в которой жил и творил писатель.
Рассказ учителя о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина может сопровождаться показом таких, например, репродукций и фотографий как : «Деревня Захарово». Рисунок В. Успенского,1949; «Болдино». Деревенский пейзаж. Гравюра Б. Грозевского,1937; «Царское село. Лицей.». Гравюра Ж. Майера,1822.
Жизнь и работа Л.Н. Толстого в Ясной Поляне станет понятнее ученикам, если им показать серию фотоснимков усадьбы Толстого, обстановки в доме, знаменитой «комнаты под сводами».
Существенную помощь в изучении литературного произведения
оказывают картины, имеющие с ним тематическую общность.
Картины, созданные по мотивам литературного произведения или тематически перекликающиеся с ним, показывают и разбирают в классе, в процессе разбора текста и при подведении итогов работы.
В азербайджанской школе картина привлекается чаще, чем в русской, так как нерусские учащиеся легче усваивают незнакомые слова, представляют себе обстановку, в которой происходит действие, на конкретном, наглядном материале. Кроме того, произведения живописи, как правило, открывают большие возможности, чем текст художественного произведения, для раскрытия темы.
Так, описание грозы Л.Н. Толстым (отрывок из повести «Отрочество») не всегда в полной мере воспринимается учащимися, во-первых, потому, что они вообще достаточного интереса к описанию природы, а во-вторых, из-за их слабой лексической вооруженности. Объяснение же слов в процессе чтения рассеивает внимание детей, отвлекает их от содержания текста.
Поэтому представляется оправданным ( но не обязательным) обсудить картину К.Е. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» до чтения отрывка. Ее волнующее содержание привлечет внимание учащихся к пейзажу и даст учителю возможность наглядно пояснить признаки надвигающейся грозы и рассказать о том впечатлении, которое она производит на детей. В связи с беседой пополняется лексика учащихся по теме.
Картина способствует яркому и образному представлению о ранее незнакомой или мало знакомой обстановке, в которой живут и действуют персонажи литературного произведения.