Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.
Последнее задание связано с подготовкой словесного картинного плана. Это значит, что ученики к воображаемым иллюстрациям, раскрывающим основные моменты содержания произведения, подыскивают подписи, которые затем послужат пунктами плана пересказа.
Роль учеников в таких случаях не ограничивается придумыванием
воображаемой иллюстрации и подыскиванием подписи : они должны обстоятельно и ярко описать картину, а это обогащает их художественную фантазию и развивает образную речь.
Не менее важную роль в работе с наглядными средствами имеет работа с портретами писателей.
Сообщая биографические сведения о писателе, учитель, как правило, показывает учащимся его портрет. Обычно это портрет, в котором художник, передавая внешность писателя, раскрывает его сложный внутренний мир. Понятно, что степень глубины психологического анализа в различных классах будет неодинакова. Так, например, в V классе достаточно, если ученики, познакомившись с портретом А.П. Гайдара, скажут, что перед ними умный, простой, добрый, мужественный человек. В IX же классе, знакомясь с жизненным и творческим путем Л.Н.Толстого, учащиеся не могут не дать обстоятельной характеристики портрета писателя, созданного И.Е.Репиным. Ставится вопрос : какими средствами передает Репин «натуру, жизнь, взгляд, мысль» Толстого?
Художник изобразил Льва Толстого сидящим в кресле, с книгой.Заложив пальцами то место книги, где прервано чтение, великий писатель задумался. Быть может он размышляет о прочитанном, а может быть обдумывает тему и образы нового романа. В спокойном взгляде Репин сумел передать глубину мысли гениального писателя. Одет Толстой просто. На нем широкая рубаха, подпоясанная крестьянским ремнем. Рука покоится на подлокотнике кресла. Это рука человека, знающего не только писательский, но и физический труд. Таким и был Толстой. Репин сумел раскрыть его большую духовную силу в сочетании с простотой.
Такое описание портрета объясняется словарным запасом, который увеличивается у учащихся-азербайджанцев с каждым годом.
Развитие речи у учащихся-азербайджанцев способствует словарная работа, проводимая на основе рассматриваемых картин. В результате словарной работы ученики узнают значения новых слов, уточняют значения слов, ранее им известных, а также расширяют свой активный словарь за счет пассивного.
Остановимся на наиболее распространенных видах лексических занятий по картине.
Объяснение новых слов с помощью картинного словаря. Рисунки, взятые для этой цели должны отчетливо выделять предмет, его признак или действие, которые требуется объяснить. Возможны два случая: а) понятие известно, но на родном языке; б) само понятие нуждается в объяснении. Приведем пример.Если ученики знакомы с паровой турбиной, то показав им рисунок учителю достаточно отчетливо произнести по-русски ее название. Но если ученик с паровой турбиной не знаком, то внешний вид машины ничего не скажет ему о ее назначении. Потребуется объяснение.
Однако, как отмечет Г. Касумбейли, следует иметь в виду, что не всякое незнакомое слово можно объяснить с помощью рисунка, при объяснении таких, например, абстрактных глаголов, как «проголодаться», «догодаться», «подумать» и других, рисунки мало чему помогут. Используя рисунки для введения новых слов, не нужно также забывать и о многозначности изображения. Так, глагол «выследил» в некоторых пособиях поясняется рисунком, изображающим охотника, в руках которого убитая лиса. Но ведь по этой картинке можно придумать совсем другие глаголы : «убил», «поднял», «застрелил» и т.д.