Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.
Перед тем как прочитать описание июльского дня в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»,учитель дает ученикам возможность полюбоваться картиной И.И. Шишкина «Рожь».Чудесный пейзаж вызовет у школьников светлые воспоминания о погожем летнем дне, создаст определенный эмоциональный настрой, и они с большим интересом прочитают рассказ.
Чаще картина используется по ходу работы над текстом. Причем в зависимости от степени близости содержания картины и литературного произведения и от характера этой близости – идет ли речь о сюжетном сходстве или об идейной общности – по-разному проходит работа на уроке.
Работа над произведениями живописи помогает закрепить самые разнообразные теоретико-литературные понятия : художественный образ, лирический герой, тема и идея произведения и т.п.
Цель беседы по картине – помочь учащимся понять ее, пробудить у них желание высказаться, развить творческое воображение, обогатить лексику и фразеологию. Беседа даст возможность проанализировать различные стороны содержания картины, а также художественные средства, использованные живописцем.
От того, насколько сумеет учитель заинтересовать учащихся, какие он
будет ставить вопросы и каких добиваться ответов, зависит эффективность занятия.
Вопрос об использовании картин на уроках литературного чтения в азербайджанской школе является немаловажным как в отношении обучения, так и в отношении воспитания учащихся.
Во-первых, использование картин ведет к осознанию идейно художественной выразительности литературных образцов, к живому, эмоциональному их восприятию.
Во-вторых, умелое использование картин помогает детям научиться практически пользоваться русским языком, прививает им навыки правильного построения русской речи.
В-третьих, демонстрация картин знакомит учащихся с выдающимися произведениями русского изобразительного искусства, прививает им навыки смотреть и правильно понимать содержание, идею картины.
Материал для умелого и правильного использования картин на уроках чтения на русском языке в азербайджанской школе немалый. Методы использования этого материала и степень его использования должны быть различны не только для каждого класса средней школы, но и для каждого урока в отдельности.
Так, в V-VI классах азербайджанской средней школы картины выполняют хорошую службу, если их применять во время вступительных занятий, когда учитель сообщает учащимся краткую биографию писателя и необходимые историко-литературные сведения, облегчающие учащимся понимание изучаемого произведения или отрывка.
В старших классах перед чтением трилогии А.М. Горького, учитель обычно проводит беседу о жизни писателя, о его значении в мировой литературе. Здесь картины художников могут явиться не только наглядной иллюстрацией тяжелого жизненного пути писателя, но и помогут раскрыть его образ полнее, разносторонне.
Чрезвычайно большую роль на этих занятиях может сыграть удачно подобранный портрет писателя. Некоторые учителя не придают портрету должного значения, показ портрета для них часто является простой формальностью. Это в корне не верно.
Использование картин на уроках чтения и разбора литературного произведения (или отрывков из него) крайне необходимо. Здесь учитель вправе провести детальную, продуманную беседу по картине, если эта картина ярко иллюстрирует данное произведение.
Например, при чтении басен И.А. Крылова не будет лишним потратить часть урока на беседу по замечательной картине русского художника В.А Серова. Серов в своем рисунке не только показал особенности и повадки зверей и птиц, но и достиг самого трудного - сумел «очеловечить» образы животного мира так, как того добивался Крылов.