Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках чтения.
Многие виды сочинений по картине с одинаковым основанием могут быть отнесены к занятиям и по русскому языку, и по литературному чтению.
Однако сказанное не значит, что не могут выделяться специальные занятия, связанные с решением конкретных педагогических задач.
Привлекая живопись на уроках литературы, преподаватель обязан учитывать не только общность между искусством слова и изобразительным искусством, но и различие между ними.
Общность между живописью и литературой несомненна : литература и все виды других искусств находятся в тесной связи между собой и составляют в целом одну из наиболее показательных сторон развития культуры. Отражая действительность, литература и живопись, естественно, имеют много общего. В большей степени эта общность проявляется в сюжетных картинах и повествовательных произведениях литературы.
Б.Л. Куперщмидт пишет: «Правильное понимание общности между живописью и литературой и специфики каждого из этого вида искусства предостережет учителя, с одной стороны, от недооценки роли изобразительного искусства для объяснения произведений литературы, с другой – от неуместных и неоправданных параллелей». При проведении работ по картине учителю следует всегда помнить об этом.
В школьной практике связь занятий по картине с чтением и разбором литературных текстов осуществляется в различных формах в зависимости от конкретных педагогических целей, поставленных учителем.
Этим определяется и характер привлекаемых к разбору произведений живописи и графики : иллюстраций, выполненных художником к данному тексту; портретов писателей; картин, изображающих обстановку, в которой жил и творил писатель; картин, созданных по мотивам произведения; картин, лишь тематически перекликающихся с литературным произведением.
Наиболее близки к образам литературы книжные иллюстрации. Художник не только изображает в линиях и красках то,о чем писатель сказал словами, но и, выражая свою точку зрения на данное явление, исходя из специфики своего искусства, вносит в большей или в меньшей мере собственное толкование художественного образа. Тем не менее нельзя упускать из вида назначение иллюстрации пояснять текст.
Учитель, работая с иллюстрациями, должен обращать внимание учащихся как на внешнее, так и на внутреннее сходство или различие между содержанием литературного текста и рисунком. Если учитель располагает иллюстрациями к одному и тому же произведению, выполненными разными художниками, очень полезно сопоставить эти рисунки, подчеркнув при этом, что именно хотел показать в них каждый из художников.
В школьной практике используются,как правило, такие виды работ с иллюстрациями :
1.Подписи к картинкам, иллюстрирующим сюжет произведения. Задание уместно в том случае, если в хрестоматии такие подписи отсутствуют, придумывая подписи, ученик еще раз осмысливает прочитанное, и, кроме того, совершенствует свои стилистические навыки.
2.Ответы на вопрос, какой эпизод произведения лег в основу иллюстрации.
3.Чтение отрывков текста, соответствующих содержанию иллюстрации. Работа такого характера заставит учащихся внимательно изучить рисунок и постараться найти ту часть произведения, которая легла в основу иллюстрации.
4.Описание иллюстрации. Учащиеся могут описывать картину своими словами или использовать цитаты из текста.
При рациональном использование всех видов работ по картине совершенствуются речевые навыки учащихся.
Работа с иллюстрациями также служит средством проверки и закрепления знаний учащимися текста. В этом случае ученикам показывают неизвестные им ранее рисунки к произведению. Дети должны по возможности обстоятельно пересказать ту часть прочитанного текста, которая соответствует рисунку. Очень хорошо поступают те учителя, которые добиваются от учащихся оценки иллюстрации, предлагая вопросы : чем им понравился рисунок или какие они находят в нем недостатки, а также, какими еще рисунками можно образно пояснить текст.