Методика игровой деятельности.

Признавая необходимость комплексного воздействия на заикающегося ребенка, необходимо подчеркнуть важность дифференцированного подхода в развитии, перевоспитании личности и речи заикающегося. Наиболее эффективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста детей, особенностей их поведения, степени проявления заикания, этапов коррекционной работы.

Данная методика направлена, в первую очередь, на воспитание у дошкольников с заиканием правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающихся. Методика способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные. Жизненные явления и отношения людей в ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.

Система преодоления заикания включает в себя пять этапов:

первый этап - пропедевтический;

второй этап – сопряженная речь;

третий этап – отраженная речь;

четвёртый этап – вопросно-ответная речь;

пятый этап – закрепление навыков самостоятельной связной речи, активного поведения и свободного общения детей.

Охарактеризуем каждый из них. Содержание занятий на разных этапах логопедической работы.

Перед занятиями логопед проводит обследование

: оно длится в течение месяца. Логопед вместе с воспитателем осуществляют целенаправленное наблюдение за детьми в группе и на занятиях, выявляют структуру речевого нарушения, поведение, личностные характеристики детей.

Основная задача этого периода – создание дружного детского коллектива в логопедической группе. Формирование детского коллектива начинается с объяснения детям правил и требований поведения в речевой группе, обучения спокойным совместным играм, создания атмосферы доброжелательности и внимания к каждому ребенку.

Заикающихся детей необходимо учить внимательно слушать взрослых и выполнять их требования.

В процессе создания коллектива также выявляет особенности поведения детей, их характера, тактично корригируя отклонения во время проведения соответствующих игр, бесед, выполнения режимных моментов. Опыт работы показывает, что если не

создать спокойной обстановки в группе, не научить детей вместе играть. Правильно

общаться друг с другом. Не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений. То переход непосредственно к речевой работе будет невозможен.

Логопед и воспитатель, каждый на своем занятии. Решают следующие коррекционные задачи: воспитание усидчивости, внимания, подражательности; обучение выполнению правил игр; воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица; обучение элементам логопедической ритмики; коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.

На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизиций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед также выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.

Заканчивая этап обследования, логопед оформляет соответствующую документацию: тетрадь № 1 – речевая карта на каждого ребенка; тетрадь № 2 – для связи работы логопеда и воспитателей; тетрадь № 3 - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий; тетрадь № 4 – записи домашних заданий для каждого ребенка; тетрадь № 5 – дневник на каждого ребенка, где логопед отмечает поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляет план работы на год. Совместно с воспитателем оформляет родительский уголок, готовит и проводит педагогический совет и родительские собрания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>