Методика игровой деятельности.
Второй этап.
Сопряженная речь (4 -5 недель
). При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику интонацию, выразительность, паузацию, логическое ударение, учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием.
В задачи этого этапа входят: воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания удлинение выдоха, мягкой голосоподачи, слитности гласных звуков в звукоподражаниях и словах, просодической стороны речи, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений
моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря по темам.
Для логопеда и воспитателя в этот период важна правильная организация занятий и обучение родителей общению с детьми.
Занятия носят обучающий характер. Вводятся занятия – пятиминутки, которые проводятся фронтально со своей группой, либо с подгруппой детей перед завтраком (на развитие дыхания и голоса), во время занятий, двигательные или расслабляющие упражнения в игровой форме перед или после полдника; игры на звукоподражания. Задания меняются со сменой речевого режима.
Указанная работа над речью проводится во время игровой деятельности детей, организуемой логопедом, воспитателями и родителями.
Третий этап.
Отраженная речь (4 -5 недель).
На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом детском саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжено-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми отраженно или сопряжено. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер. Задачами этапа являются: воспитание отраженной речи, работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи), развитие моторики (умение расслаблять мышцы), продолжение обучению играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других), воспитание произвольного поведения (выполнять требования требование, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей), коррекция нарушений звукопроизношения.
Четвертый этап.
Вопросно-ответная речь.
В течение 8 – 10 недель в полной мере воспитывается поведенческая активность и самостоятельность: все дети группы по очереди могут быть дежурными на занятии, водящими в играх, исполнителями главных ролей, режиссерами игр (с помощью логопеда). Диалоги детей в играх, построенные в форме вопросов и ответов, способствуют активизации поведения обоих участников диалога. Заикающиеся дети 4 – 5 лет сначала не могут вести диалог, особенно если в паре есть застенчивый, необщительный ребенок. Тогда диалог разыгрывается тремя детьми: робкий, неактивный ребенок говорит роль вместе с инициативным, общительным ребенком, они вместе отвечаю на вопросы третьего участника игры.
Во время вопросно-ответной речи у детей в играх воспитывается нужная манера общения: зрительная ориентировка на участника диалога, правильное использование движений и затормаживание ненужных. Сопутствующих движений. Точное употребление жестов, мимики, умение выслушать собеседника и ответить только после его вопроса или самому задать вопрос только тогда, когда окончил говорить товарищ.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, по необходимости можно применять облегченные формы речи. По заданию логопеда и воспитатель на своих занятиях вводит диалоги, инсценировки, творческое рассказывание.
Этот этап работы подразделяется на два периода: ребенок отвечает на вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. Фактически это усложненная
форма отраженной речи; вопрос задается таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребенку при ответе. Детей учат отвечать одним, двумя словами, т. е. приближенно к разговорной манере общения.