Методика игровой деятельности.
На этапе обследования осуществляется комплексный подход к заикающемуся ребёнку, а именно: его обследует логопед; психолого-педагогические наблюдения ведут воспитатели, психолог и методист детского учреждения; тщательно обследует заикающегося психоневролог, педиатр отоларинголог, окулист и другие врачи.
После обследования проводится организационная родительское собрание, на котором даётся логопедическая и психолого-педогогическая характеристика детей, объясняются необходимость комплексного лечебно-оздоровительного и педагогического воздействия на них, объясняется содержание и поэтапность методики игровой деятельности и подготовительные мероприятия для проведения режимов молчания и шёпотной речи в детском саду и домашних условиях.
Определяются следующие задачи этапа ограничения речи (режим молчания и шёпотная речь): воспитание у детей общей произвольной моторики и мышц лица путём использования расслабляющих упражнений, артикуляционной гимнастики, логопедической ритмики; отработка речевого дыхания – продолжительность, плавности выдоха; воспитание слухового внимания и слуховой памяти, зрительного внимания и зрительной памяти, произвольного поведения путём развития личностных качеств: выдержки, сосредоточенности, внимания, подражательности – через обучение играм, правилам игр, элементам творческой игры; работа над фразой (обучение паузации); активизация и пополнение словаря по темам.
Первый этап.
Режим молчания
проводится в течение 4 - 6 дней. Логопед (а в группе – воспитатель) доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивает
достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок с детьми в период молчания.
Занятия носят обучающий характер: логопед или воспитатель рассматривает с детьми картины, рассказывает сказки, прослушивает музыкальные детские произведения, т.е. учит детей слушать или выполнять указания логопеда, но при этом молчать. Логопед , а в речевом саду – воспитатели и весь обслуживающий персонал во время режима молчания говорят шёпотом.
Сложнее соблюдать режим молчания во время игр, на прогулках и дома. Здесь необходимо придумать занятия для каждого ребёнка. Можно проводить дидактические игры без речи, игры с мозаикой, строительные игры.
В этот период логопед начинает коррекцию звукопроизношения путем воспитания у детей звуковой культуры речи: развивает слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, пространственные ориентировки, воспитывает подражательность, тормозные установки, общую и речевую моторику.
Переход к шепотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шепотом. Этот период ответственный и трудный в организационном отношении. Если логопед или воспитатель не владеет детским коллективом, не приучил детей слушать себя и выполнять требования, то проведение этого этапа не возможно.
Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы. Подача звуковых сигналов должна быть негромкой, например, под тихие удары бубна дети строятся, под звуки флейты – смотрят на логопеда и так далее. У детей воспитывается зрительная ориентировка, внимание, выдержка, усидчивость, своевременная реакция на сигнал, спокойное произвольное поведение. Досуг дети проводят в играх, но творческие игры ограничиваются, так как свободное общение в творческих играх может привести к громкой речи. Игры проводятся, планируются и регламентируются только логопедом.
Шепотная речь (10 дней).
Во
время воспитания шепотной речи продолжается закрепление полученных навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется шепотное произношение считалок, потешек, звукоподражаний с глухими согласными. Проводятся игры на расслабление. После отдыха дети переходят только к спокойным играм с разборными игрушками, мозаикой, строительным материалом, конструированию. Продолжается по развитию и упорядочению общей и речевой моторики в подвижных играх с правилами и с сюжетом. Индивидуальные логопедические занятия направлены на дальнейшее совершенствование навыков звуковой культуры речи на материале игр без голоса.