Методика игровой деятельности.
Задачи этого этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи, воспитание длительного выдоха, мягкого голосоначала, слитного произношения фразы, правильной паузации, темпа, ритма, интонационной выразительности, воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (1 период), одним словом (2 период), работа над диалогической речью, воспитание личностных качеств: активности, инициативы, самостоятельности, творчества, продолжение коррекции нарушений звукопроизношения. Развитие лексико-грамматической стороны речи, осуществление совместного с воспитателем прохождения программы по темам.
Пятый этап.
Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа и воспитание самостоятельной речи на материале рассказа. Каждый из этих разделов имеет свои задачи. Работа на материале пересказа: обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр, воспитание активности, самостоятельности, произвольного поведения во всех видах игр. Продолжение работы по коррекции нарушений звукопроизношения, по развитию легсико-грамматической стороны речи, осуществление указанных выше задач на материале программы развития по развитию речи.
Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4 -6). Виды работ: обучение описательному рассказу, рассказу по памяти, творческому рассказу.
Обучение описательному рассказу: описание внешнего вида игрушки, предмета, бытовых помещений, растений. Рассказ составляется по образцу рассказа логопеда. Используется прием сравнительного описания двух предметов. Вначале отмечаются признаки сходства, затем – различия. Далее осуществляется переход к обучению описательному рассказу по серии картинок и по одной картинке. Сначала дается совместное описание по одной сюжетной картинке, а далее – индивидуальное задание каждому ребенку. Сравниваются описания детей по описанию, включается описание по памяти, сюжеты картинок берутся из жизни детей, труда, времен года.
Обучение рассказыванию по памяти складывается из: составления совместного рассказа на основе коллективного опыта, составления рассказов на основе индивидуального опыта.
К пятой неделе и далее дети обучаются составлению творческих рассказов. Руководя составлением рассказов, логопед должен помнить о том, чтобы творческое воображение детей не превращалось в бесцельное фантазирование. В процессе работы по обучению рассказыванию логопед обращает внимание детей на выделение самого главного в рассказе, учит их составлению сначала короткого, сжатого рассказа, затем более распространенного. На этом этапе логопед использует ранее проработанный материал. А также создает большое количество новых игровых ситуаций, в которые органично включает тот или иной вид работы над рассказом. На новом ситуационном и речевом уровне детьми повторяются известные и проводятся новые игры.
Закрепление активного поведения и свободного общения детей. Задачи работы: содействовать дальнейшему раскрытию и закреплению организаторских качеств детей,
активного творческого начала, дальнейшее воспитание умения анализировать поведение товарищей на занятиях и давать оценку, закрепление умения самостоятельно организовывать и проводить игры с речевым материалом любой сложности.
Таким образом, под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизиологического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмитика, воспитательные мероприятия. Цель их – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.