Влияние практических работ на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Прежде чем четко определить задачи, преследуемые составлением этой модели, необходимо уточнить основные цели и задачи географии в целом.
Обучение географии служит общим целям образования и воспитания личности: вооружить учащихся знаниями, необходимыми для их развития; готовить их к практической работе и продолжению образования, формировать научное мировоззрение.
В задачи обучения географии входит:
-развитие творческих способностей, познавательного интереса к предмету; формирование осознанных мотивов учения;
-формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять природные явления, формировать экспериментальные умения: пользоваться картами, приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
- формирование научных знаний об экспериментальных фактах, понятиях, методах географической науки, современной научной картины мира;
-раскрытие структурной неисчерпаемости и единства строения Земли; универсальности важнейших законов географии, диалектического характера природных явлений, географической теории и соотношения роли теории и эксперимента в развитии географии, роли практики в познании;
-ознакомление с географическими основами главных направлений научно-технического прогресса;
-формирование современной естественнонаучной картины мира на основе приобретения знаний о методах и результатах исследования природы.
Большее значение, на наш взгляд, приобретает второй компонент, связанный с формированием самостоятельности, умений и навыков самостоятельной работы.
Кроме того, ядро содержания образования в современном, быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности. Выпускники любого учебного заведения должны понимать, в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические выводы. Это требует отведения части учебного времени на практические формы занятий.
В связи с этим в данной модели мы рассматриваем развитие самостоятельности на практических занятиях по географии.
Мотивационно-потребностный компонент
Мотивационно-потребностный компонент представляет формирование потребности в осознанном изучении географии, интереса к географии, устойчивой мотивации овладения навыками самостоятельной деятельности, осознание личностного смысла полученных знаний.
Уже сама четко поставленная и принятая учащимся цель стимулирует положительную мотивацию в начале работы, а в дальнейшем является и важным регулятором самостоятельной деятельности.
Нами была разработана система заданий для самостоятельного выполнения в ходе практической работы, которые различаются по характеру познавательной деятельности, уровню самостоятельности, сложности, специфике компонентов практической деятельности.
Стимулирующее управление предусматривает активное воздействие на мотивационную сферу личности различными путями. Побуждают рациональная организация и задания, а также контроль.
В любом случае задания выполняют функцию управления и стимулируют учение, если они: нацеливают учащихся на осмысление узловых, жизненно важных вопросов; требуют от учащихся разнообразных умственных и практических действий, интеграции знаний; ориентируют учеников на творческое применение знаний; побуждают к использованию личных наблюдений, практического опыта, к проявлению инициативы; постепенно усложняются; учитывают индивидуально-типические особенности; понятно и четко формулируются, интересно и разнообразно предъявляются исполнителям.