Влияние практических работ на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Содержательный компонент

Следующим компонентом модели является содержание географической дисциплины. Содержание географии включает в себя следующие виды знаний:

-основные географические понятия;

-законы;

-теории;

-явления;

-факты;

-правила;

-свойства географических объектов;

-устройство и принцип действия отдельных географических приборов и т. д.

Нами была разработана практическая работа по географии "Численность населения России" и предложена методика развития самостоятельности на основе этой работы. Она построена с учетом специфики развития самостоятельности. Кроме того, предложенную модель планируется проверить при проведении трех практических работ, включая нами разработанную.

Практическая работа содержит задания, посвященные изучению численности населения России. При выполнении заданий учащиеся приобретают следующие знания:

-численность населения страны, территориальные различия;

-усваивают ряд географических понятий: плотность населения, демография, миграция, естественное движение населения, механическое движение населения;

-усваивают правила работы с контурными картами и атласами;

-получают представление о традиционном и современном воспроизводстве населения;

-доказывают следующий факт: от чего зависит прирост населения в России.

-знакомятся с половым и возрастным составом населения;

-устанавливают причины, влияющие на миграцию населения.

Что касается других работ по географии, которые мы не рассматриваем в данной работе, то, помимо вышеперечисленных, учащиеся приобретают следующие элементы знания:

-знакомятся с трудовыми ресурсами;

-знакомятся с народами и религиями;

-определяют основные языковые семьи и группы народов России;

-приобретают умение работать с графиками и извлекать из них полезную информацию;

-совершенствуют практические умения работы с картой.

Операционально-деятельностный компонент

Характеризуя операционально-деятельностный компонент, необходимо отметить, что практические занятия ориентированы как на формирование специфических, так и общеучебных навыков.

Усиление активной умственной деятельности обучаемых в процессе их самостоятельной работы достигается при условии, если преподаватель планомерно организует эту работу и умело ею руководит. При этом преподаватель руководствуется следующими дидактическими требованиями:

1.Самостоятельную работу нужно организовать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечить накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений и способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.

2.Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы должны быть направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем. В самостоятельной работе нужно научить учеников видеть и формулировать различные проблемы, самостоятельно решать проблемы, избирательно используя имеющиеся для этого знания, умения и навыки, проверять полученные результаты.

3.Для активизации умственной деятельности надо давать работу, требующую посильного умственного напряжения.

Разработанная нами методика развития самостоятельности при проведении практических занятий по географии включает предварительную подготовку школьников к выполнению практической работы. Подготовка заключается в том, что учащиеся должны:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>