Влияние практических работ на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Практическое занятие не должно быть топтанием на месте. Если ученики поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Мы попытались организовать эти занятия так, чтобы учащиеся постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые получают возможность раскрыть и проявить свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учесть уровень подготовки и интересы учеников, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы учеников.

Следует также помнить о том, что важное влияние на мотивацию школьника при организации самостоятельной работы, оказывает инструктаж преподавателя к заданиям. Он необходим для того, чтобы помочь учащемуся осмыслить содержание задания, требования учебной задачи и направлен на формирование ориентировочной основы действий. Ориентировочная основа действий - это система указаний о том, как выполнить действие.

Устное инструктирование - наиболее гибкий и универсальный метод подготовки учащихся к выполнению задания. Обращая внимание на цель работы и те конечные результаты, к которым должны прийти обучаемые, преподаватель выделяет лишь то, что помогает лучше раскрыть вопросы задачи, побуждающие к самостоятельному размышлению. Таким образом, ученики получают те ориентиры, на которые они опираются, выполняя задания. Тем самым, обосновывая свои требования, преподаватель приучает их в любой обстановке действовать правильно, избегая лишних проб и ошибок.

При выполнении практических заданий, которые требуют строгой последовательности действий, применяют также вариативные письменные инструкции.

Одним из стимулов предлагаемой нами работы может выступать тот факт, что полученный в ходе эксперимента результат может быть проверен либо путем теоретических расчетов, либо иным способом. В качестве другого стимула может выступать возможность предложить свой вариант проведения опыта и придумать к нему описание. Это позволяет проявить ученикам инициативу, повысить свою самооценку, побудить их к самостоятельной деятельности.

Кроме того, необходимы и специальные стимулы, главное назначение которых - создание положительной установки. Педагогическая инструментовка их может быть различной и зависит от конкретного содержания, эрудиции преподавателя и особенностей класса. Обратим внимание лишь на некоторые приемы:

1.В доступной форме преподаватель раскрывает практическую значимость знаний и умений, которыми будут овладевать учащиеся.

2.Учащимся сообщаются интересные факты, непосредственно связанные с изучаемой темой, содержащие элементы занимательности, парадоксальности и т. д.

Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование мобильности, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельности оценок и т. д., с тем, чтобы ученики видели положительные результаты своего труда и, чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в непосредственный. Нельзя преподавать, не обращая внимание на то, понимают ли ученики материал или нет. Если исходный уровень учащихся ниже ожидавшегося, необходимы корректировка программы и заданий на самостоятельную работу в том числе. Итак, преподаватель должен знать начальный уровень знаний и умений учащихся и познакомить их с целями обучения, средствами их достижения и средствами контроля.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>