Влияние практических работ на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
1)ознакомиться с теоретическим материалом по данной теме: знать основные определения, формулы, законы и т. д.
2)ознакомиться с методом выполнения, представленным в методическом описании к данной практической работе;
3)подготовиться к ответам на вопросы, сформулированные в методическом описании;
4)уметь решать задачи, предложенные нами для более глубокого освоения и понимания сущности используемого в практической работе метода.
В этом состоит самостоятельная работа учащихся при подготовке к данному занятию. Школьники пользуются при этом учебными пособиями, дополнительной литературой и прочими средствами.
Нельзя забывать о том, что работа по развитию умений и навыков самостоятельного умственного труда проводится в системе, основой которой является постепенное увеличение самостоятельности школьников, осуществляющееся путем усложнения заданий для самостоятельной работы и путем изменения роли и руководства учителя при выполнении учащимися этих заданий.
Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям: путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся; путем усложнения содержания задания, а вместе с тем мыслительных операций и приемов самостоятельной работы, которые необходимы для его решения; путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны преподавателя.
Преподаватель должен хорошо себе представлять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учеников, чего должны достичь учащиеся в результате работы. Это позволяет ему при проверке самостоятельной работы легко и быстро замечать неточности и ошибки в работе учащихся и с минимальной затратой времени обращать на них также внимание самих учеников.
При подготовке преподавателем самостоятельной работы необходимо продумать, как предлагать обучающимся задание, как инструктировать их перед работой. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным ученикам, обеспечивал их интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учеников.
В нашей модели предполагается, что на само практическое занятие учащиеся приходят подготовленными. Эта подготовка проверяется преподавателем с помощью различных методов: индивидуальной беседы, просмотра письменных работ, опроса и т.п. В ходе данной проверки преподаватель решает, какие именно задания лучше выполнить данному ученику, выясняет на каком уровне сформирована познавательная и учебная деятельность данного ученика и в каком виде предъявить ему задания: с полным подробным описанием хода выполняемых действий, с указаниями к работе или только с целью работы.
Не исключена следующая система дифференцированных заданий:
1.Трехвариантные задания по степени трудности. При этом выбор варианта предоставляется ученику.
2.Индивидуальные дифференцированные задания.
3.Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет преподаватель).
4.Равноценные двухвариантные задания с указанием к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.
5.Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.
6.Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек и т.д.