Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.
В первый класс принимаются дети 6—7 лет. Экзамены проводятся при окончании школ второй и третьей ступеней. В первом и втором классах обычно нет оценок. В остальных классах система оценки знаний состоит из четырех оценок: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очередной класс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебного года: в начальной школе — не менее 30 недель.
Обучение детей в 45 штатах США
начинается с 6 —7 лет. Во многих школах ряда штатов созданы подготовительные классы для 5-летних детей. Обязательное обучение продолжается, как правило, до 16 лет.
В большинстве школьных округов общая продолжительность обучения в школе составляет 12 лет. При многообразии вариантов построения 12-летней полной школы во многих сельских округах она сохраняет традиционную структуру 8+4 (восьмилетняя начальная школа плюс четырехлетняя средняя школа). Для крупных городов характерной является структура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение на начальной ступени составляет 6 лет. В настоящее время школа с шестилетним сроком обучения стала доминирующим типом начального обучения.
В последнее время возникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и более раннему переходу к предметной системе преподавания. Так, появились структуры 4+4+4, 5+3+4 и 6+3+4, где промежуточная ступень между начальной и средней школой (младшая средняя школа) предусматривает четырех-, трех- и двухлетний срок обучения. Цель ее — оптимизировать переход учащихся от начальной к старшей ступени школы.
Наряду с государственными школами имеется ограниченное число частных платных школ. Они поставляют определенную долю абитуриентов в престижные университеты. В этих школах воспитываются будущие дипломаты, правительственные чиновники, руководители фирм и т. д. В 1987/88 учебном году в 29 000 частных школ насчитывалось 5,24 млн. учащихся, около 9,2% всех детей обучались в начальных и средних школах, 57% общего числа частных школ являются католическими.
В большинстве штатов требуется, чтобы не менее половины учебного времени в начальной школе было отдано чтению, письму, счету и обществоведению. Остальное время распределяется между такими учебными предметами, как естествознание, гигиена и санитария, физкультура, труд, художественные дисциплины (пение, музыка, рисование, лепка). В США многие педагоги и родители связывает перспективы развития начальной школы с распространением альтернативного образования, об альтернативном начальном образовании, в курсовой работе пойдет речь в следующем параграфе.
В младшей средней школе, как и на других ступенях обучения, нет единых учебных планов, программ, учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации к распределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельным дисциплинам, разработки тех или иных тем. Однако среди всего многообразия прослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.
Продолжительность учебных занятий в день — 5—6 часов (с 8.30 до 15.30) или 25 — 30 (астрономических) часов в неделю.
Обязательными предметами в промежуточной школе являются: английский язык, математика, обществоведение, естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство, труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
В 8 классе появляются предметы по выбору (машинопись, театр, музыка, пение и др.).
В школах Германииобучение начинается с шестилетнего возраста и является обязательным для всех детей. Уже в январе — феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатам которого выясняется готовность ребенка к школе. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи.
Собеседование проходит обычно в доброжелательной, спокойной обстановке. У ребенка проверяют слух, зрение, координацию движений, предлагают простейшие задания для проверки логического мышления (отобрать предметы одного цвета или формы, дорисовать картинку и др.). Особое внимание обращается на умение малыша внимательно выслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставленной задачи. Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте, если ему требуется все повторять несколько раз или он с трудом идет на контакт с новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год в детском саду либо в специальной группе подготовки к школе. Такую рекомендацию получает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило, воспринимают ее конструктивно.
Немецкие начальные школы (Grund-schule) представляют собой организационно и административно независимые учреждения. Обучение в них длится 4 года. Основные учебные предметы в начальной школе — чтение, правописание, устная речь, математика, окружающий мир, спорт, музыка, религия, искусство с элементами ручного труда. В 1 и 2 классах оценки учащимся, как правило, не выставляются, но на каждого ученика дважды в год учитель пишет официальное резюме, в котором характеризует его успехи и отношение к учебе.