Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.

При оценке и контроле прибегают к использованию кре­дита — стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей сред­ней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школах учебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93—100) — от­лично; В (85—92) — выше среднего; С (75—84) — удовле­творительно; Д (65—74) — плохо; Е (0-^64) — не засчитывается.

В средней школе дифференци­ация обучения углубляется, вводятся такие предметы на выбор, как журналистика, риторика, драматургия.

Хотя младшая средняя школа и считается учебным заве­дением с предметным преподаванием, где работают учите­ля-специалисты, для этой ступени обучения все же характер­но стремление к интеграции предметов.

Младшая средняя школа — сравнительно новый тип учебного заведения. Сама идея выделить сложный подрос­тковый возраст, приспособить содержание учебно-воспита­тельной работы к особенностям этого периода развития заслуживает внимания, хотя в качественном отношении она не определила себя как среднее учебное заведение.

Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17—18 лет. В практике подавляющего большин­ства старших средних школ программы обязательных зна­ний обычно включают изучение математики (2 года), англий­ского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года). Учащимся также предлагается обширная про­грамма элективных предметов, с помощью которых прово­дится дифференциация обучения.

Средняя школа, как правило, включает:

— академическое отделение (academic program), ориен­тированное на обучение в колледжах и университетах — получение высшего образования;

— профессионально-техническое (vocational program);

— общее отделение (general program) — интегрирующее первое и второе отделение. В последние годы оно подвер­гается жесткой критике.

В США обычный школьный день составляет 6 час, а учебный год — 180 дней.

Германия.

В среднем до успешной сдачи Abitur до­ходят около 20% учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическое обучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчива­ют учебу в 10—11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В реаль­ной школе и обыкновенных (не гимназиче­ских) классах общеобразовательной школы обучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на диплом о среднем образовании (Mittlere Reife). С этим дипломом можно продолжать обра­зование в различных профессиональных учебных центрах и академиях, а также на предприятиях. Российское свидетельство об окончании средней школы (10—11 клас­сы) приравнивается к Mittlere Reife.

Реальные и общеобразовательные шко­лы — самые распространенные типы школ в Германии. На университетское образова­ние (следовательно, на обучение в гимна­зии со сдачей Abitur) ориентируется при­мерно пятая часть немецких школьников. При этом принимается во внимание тот факт, что выпускники университетов, пре­тендующие на хорошо оплачиваемые рабо­чие места и высокий социальный статус, испытывают большие трудности при по­иске работы, чем специалисты со средним профессиональным образованием.

Самым коротким путем к получению про­фессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьники учатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschule можно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокой квалификации. Для учащихся, имеющих серьезные проблемы с обучени­ем (в том числе из-за состояния здоровья), существуют специальные школы (Sonder-schule).

В 5—8 классах основными учебными предметами для всех учащихся являются религия (2 ч в неделю), немецкий язык (4-5 ч), один-два иностранных языка (по 4-5 ч), география (2—3 ч), математика (3— 5 ч), биология (2 ч), музыка (2—3 ч), искус­ство (1—2 ч), спорт (3 ч), история (обычно с 7 класса по 2 ч в неделю), история (по 2 ч в неделю начиная с 7 класса), физи­ка (2 ч в неделю с 8 класса). В 9 классе школьники могут отказаться от изучения не­которых предметов, взяв при этом один-два дополнительных предмета по выбору, на­пример, информатику, еще один иностран­ный язык, естественно-научный практикум, специальные углубленные курсы физики и химии, биологию (обязательное изучение ее заканчивается в 8 классе). Наряду с основными предметами оценки за пред­меты по выбору включаются в диплом о среднем образовании Mittlere Reife.

В гимназии, начиная с одиннадцатого года обучения, школьники занимаются уже полностью по индивидуальным пла­нам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классы отсутствуют, группы для изучения того или иного предмета форми­руются свободно. Однако составление каж­дым учеником собственного учебного пла­на подчиняется определенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую (немецкий и иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия, биология, информатика), общественно-научную (история, общество­ведение, география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обучения основными курсами (Grundkurse) для всех учащихся остаются немецкий язык, матема­тика, спорт и религия (или философия — для атеистически настроенной молодежи). В расписании каждого школьника на эти курсы обязательно выделяются 2—3 ч.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>