Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.
При оценке и контроле прибегают к использованию кредита — стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школах учебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93—100) — отлично; В (85—92) — выше среднего; С (75—84) — удовлетворительно; Д (65—74) — плохо; Е (0-^64) — не засчитывается.
В средней школе дифференциация обучения углубляется, вводятся такие предметы на выбор, как журналистика, риторика, драматургия.
Хотя младшая средняя школа и считается учебным заведением с предметным преподаванием, где работают учителя-специалисты, для этой ступени обучения все же характерно стремление к интеграции предметов.
Младшая средняя школа — сравнительно новый тип учебного заведения. Сама идея выделить сложный подростковый возраст, приспособить содержание учебно-воспитательной работы к особенностям этого периода развития заслуживает внимания, хотя в качественном отношении она не определила себя как среднее учебное заведение.
Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17—18 лет. В практике подавляющего большинства старших средних школ программы обязательных знаний обычно включают изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года). Учащимся также предлагается обширная программа элективных предметов, с помощью которых проводится дифференциация обучения.
Средняя школа, как правило, включает:
— академическое отделение (academic program), ориентированное на обучение в колледжах и университетах — получение высшего образования;
— профессионально-техническое (vocational program);
— общее отделение (general program) — интегрирующее первое и второе отделение. В последние годы оно подвергается жесткой критике.
В США обычный школьный день составляет 6 час, а учебный год — 180 дней.
Германия.
В среднем до успешной сдачи Abitur доходят около 20% учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическое обучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчивают учебу в 10—11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В реальной школе и обыкновенных (не гимназических) классах общеобразовательной школы обучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на диплом о среднем образовании (Mittlere Reife). С этим дипломом можно продолжать образование в различных профессиональных учебных центрах и академиях, а также на предприятиях. Российское свидетельство об окончании средней школы (10—11 классы) приравнивается к Mittlere Reife.
Реальные и общеобразовательные школы — самые распространенные типы школ в Германии. На университетское образование (следовательно, на обучение в гимназии со сдачей Abitur) ориентируется примерно пятая часть немецких школьников. При этом принимается во внимание тот факт, что выпускники университетов, претендующие на хорошо оплачиваемые рабочие места и высокий социальный статус, испытывают большие трудности при поиске работы, чем специалисты со средним профессиональным образованием.
Самым коротким путем к получению профессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьники учатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschule можно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокой квалификации. Для учащихся, имеющих серьезные проблемы с обучением (в том числе из-за состояния здоровья), существуют специальные школы (Sonder-schule).
В 5—8 классах основными учебными предметами для всех учащихся являются религия (2 ч в неделю), немецкий язык (4-5 ч), один-два иностранных языка (по 4-5 ч), география (2—3 ч), математика (3— 5 ч), биология (2 ч), музыка (2—3 ч), искусство (1—2 ч), спорт (3 ч), история (обычно с 7 класса по 2 ч в неделю), история (по 2 ч в неделю начиная с 7 класса), физика (2 ч в неделю с 8 класса). В 9 классе школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, взяв при этом один-два дополнительных предмета по выбору, например, информатику, еще один иностранный язык, естественно-научный практикум, специальные углубленные курсы физики и химии, биологию (обязательное изучение ее заканчивается в 8 классе). Наряду с основными предметами оценки за предметы по выбору включаются в диплом о среднем образовании Mittlere Reife.
В гимназии, начиная с одиннадцатого года обучения, школьники занимаются уже полностью по индивидуальным планам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классы отсутствуют, группы для изучения того или иного предмета формируются свободно. Однако составление каждым учеником собственного учебного плана подчиняется определенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую (немецкий и иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия, биология, информатика), общественно-научную (история, обществоведение, география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обучения основными курсами (Grundkurse) для всех учащихся остаются немецкий язык, математика, спорт и религия (или философия — для атеистически настроенной молодежи). В расписании каждого школьника на эти курсы обязательно выделяются 2—3 ч.