Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.
Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.
Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию компьютерно-информационной базы, в частности, ЭВМ последнего поколения, библиотечному фонду, лабораторному оборудованию и др.
Следует подчеркнуть, что в США профессиональный средний уровень в системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему высшего образования, однако к нему можно отнести сеть 2-годичных колледжей, которая получила значительное развитие еще в 60—70-х годах.
Высшее образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.
Высшие учебные заведения страны выполняют учебную (обучающую), исследовательскую и социально-культурную функции. Крупнейшие университеты имеют наиболее высокий уровень научного потенциала. Университеты и общеобразовательные колледжи, находящиеся под контролем администрации штатов, в большей степени приспосабливают свою научную и учебную деятельность к потребностям близлежащих районов. Местные колледжи и профессиональные школы ориентированы в основном на подготовку специалистов практического профиля; от преподавателей не требуется научно-исследовательской работы.
Значительная доля высших учебных заведений в стране относится к частному сектору. Так, в 1987 г. число частных вузов составляло около 55% всех вузов страны, в то время как в них было сосредоточено всего лишь около 22% всего студенческого контингента. Как правило, наполняемость частных вузов значительно меньше по сравнению с государственными.
Особую группу составляют нетрадиционные учебные заведения, широко использующие компьютерную технику (телеколледжи, открытые университеты и др.).
В профессиональном обучении Германиисуществует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение двух-трех лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа — школы специальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения: домоводческие, медицинские, коммерческие и др. Выпускники реальных училищ могут поступать в технические училища. Введена следующая организация профессионального обучения: один день — в школе, четыре дня на предприятии. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях — инструкторы-мастера. В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.
Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий — от гиганта «Мерседес-Бенц» до мелких велосипедных мастерских.
В Японии
к учреждениям высшего образования относятся университеты, а также младшие и технические коллежи. Университеты дают, прежде всего, академическое образование. Младшие и технические коллежи большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности. В 1995 году насчитывалось свыше 3 млн. студентов высших школ. Бум поступления в вузы не спадает уже четверть века. В 1995 году количество абитуриентов в университетах по сравнению с предшествующим годом увеличилось почти на 46%, а в технических коллежах — сответственно на 65%. Университеты традиционно делятся на несколько категорий: престижные «всеохватные университеты» со множеством факультетов, системой постуниверситетского образования; «смешанные» университеты с небольшим числом факультетов, часто без постуниверситетского образования; «моноуниверситеты» с одним факультетом или направлением образования; женские университеты.
В 1987 году Совет по университетскому образованию издал рекомендации по реформе высшего образования. В них определялось несколько направлений: улучшение базового университетского образования (совершенствование программ, методов обучения, большая стандартизация содержания образования); совершенствование контроля за качеством образования, в частности распространение системы самопроверки учебной работы в отдельных университетах и др.
Рассмотренные системы образования России, США, Германии и Японии безусловно схожи, схожи принципами обучения, схожи направлениями- это воспитание личности, развитой личности. Образование в этих странах призвано дать детям знания, умения и навыки, для дальнейшей жизни в обществе.
Заметны различия, и если мы посмотрим на Россию, то чем дальше от ее границ, тем структура среднего образования будет немного различаться.