Сравнительная характеристика систем образования России, США, Германии и Японии.
Далее, в зависимости от избранного направления, учащиеся должны взять определенное количество предметов из каждой группы. При этом они определяют для себя четыре ведущих предмета (Leistungskurse), которые будут сдавать на выпускных экзаменах Abitur. На изучение выбранных предметов выделяется 5 ч в неделю и выполняется большое количество письменных работ. Для выбора Leistungskurse существует такое правило: нужно взять по одному предмету из каждой группы (филологической, общественно-научной, естественно-научной) плюс еще один предмет из любой группы по выбору. Основные предметы: немецкий язык, математика и религия (философия) — также могут быть выбраны в качестве Leistungskurse с большим количеством учебных часов. Вообще составление сбалансированного индивидуального учебного плана — достаточно сложное дело, в ходе которого старшеклассники заполняют специальные таблицы. Общая учебная нагрузка в неделю составляет 32—33
В начальной и средних школах Японииприменяется пятиуровневая шкала оценок: S (очень хорошо), А (хорошо), В (удовлетворительно), С (плохо), Д (очень плохо). В средней школе при оценке знаний используется, как и в американских средних учебных заведениях, система кредитов.
Профессиональные образовательные учреждения в России
создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях - техникумах, училищах, колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.
Во многих школах СШАдля получения аттестата зрелости время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, английского языка, химии, истории, биологии. В ряде случаев учебная нагрузка составляет только 17 часов в неделю, а в среднем по стране — около 22 час. В большинстве школ обучение навыкам самостоятельной работы игнорируется и многие, оканчивая среднюю школу и поступая в колледж, не умеют самостоятельно трудиться, систематически овладевая знаниями.
Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ в последние четыре года пребывания в школе обязательное изучение современных достижений пяти «базовых дисциплин» (The Five New Basics), составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3 года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладение компьютерной грамотностью (0,5 года).