Формирующий эксперимент
На основе анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, а также с учетом результатов констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент. Целью эксперимента стало формирование у учащихся 4 класса умения выразительно читать лирические стихотворения.
В формирующем эксперименте принимали участие ученики 4 «В» класса СОШ №1 п. Славянка – всего 21 человек. Эксперимент проводился в марте – апреле 2004 года. Основой для обучения послужил учебник «Родная речь» В.Г. Горецкого и др.
Обобщенное содержание и последовательность экспериментального обучения представлены в таблице 3:
Таблица 3
Программа формирующего эксперимента
№ урока | Тема урока | Учебные задачи | Формируемые знания и умения |
1. | Ахматова А.А. «Мужество» |
1. Постановка речевого дыхания. 2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 3. Наблюдения над связью между чувствами лирического героя и постановкой логического ударения при чтении стихотворения. |
1. Умение правильно брать дыхание. 2. Развитие поэтического слуха и навыка слушания. 3. Умение определять языковые средства. 4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте. 5. Умение правильно проанализировать текст. |
2. | Пастернак Б.Л. «Осень» |
1. Постановка речевого дыхания. 2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 3. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения. |
1. Умение правильно брать дыхание. 2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 3. Умение правильно определять эпитеты. 4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте. 5. Умение правильно использовать силу голоса. 6. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. |
3. | Клычков С. А. «Ранняя весна», «Весна в лесу» |
1. Постановка речевого дыхания. 2. Работа над анализом произведения. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и изменением силы голоса при чтении стихотворения. |
1. Умение правильно брать дыхание. 2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 3. Умение правильно изменять силу голоса. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. |
4. | Есенин С.А. «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые» |
1. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, изменением силы голоса и выбором правильной интонации при чтении стихотворения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 4. Умение правильно выбирать нужную интонацию. 5. Умение правильно изменять силу голоса. |
5. | Есенин С.А. «Я покинул родимый дом» |
1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и выбором правильной интонации при чтении стихотворения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение различать поэтические средства. 4. Умение правильно выбирать нужную интонацию. |
6. | Прокофьев А.А. «Закат», «Я поднял дерево» |
1. Ра бота над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение различать поэтические средства. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения. |
7. | Кедрин Д.Б. «Бабье лето» |
1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения. |
8. | Рубцов Н.М. «Тихая моя родина» |
1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильным выбором темпа чтения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения. |
9. | Рубцов Н.М. «Сентябрь» |
1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, правильным выбором темпа чтения, расстановкой логических ударений и пауз, выбором нужной интонации при чтении стихотворения. |
1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения. 6. Умение правильно выбирать интонацию. 7. Умение правильно делать логические паузы и ударения при чтении лирического стихотворения. |