Формирующий эксперимент
Д: «Купол церковной обители
Яркой травою зарос .».
Деревенское кладбище - символ заброшенного края.
У: Определите отношение поэта к малой родине. Подтвердите цитатами.
Д: В стихотворении звучит тоска по родине: « .Я ничего не забыл»; «Чувствую . самую смертную связь».
У: Назовите поэтические средства, которые помогли поэту выразить свои чувства.
Д: Эпитеты: (речка) туманная, зеленый (простор), смертная (связь)
У: Почему автор умышленно повторяет эпитет «тихая», дважды повторяет строку «Тихо ответили жители».
Д: Чтобы подчеркнуть, что, несмотря на все перемены, происходящие в деревне, в памяти поэта она останется такой, какой он видел ее в детстве.
У: В каких строчках, на ваш взгляд, заключается главная мысль поэта?
Д: Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
У: Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение необходимо не только правильно ставить ударения, соблюдать интонацию, ставить паузы, но и соблюдать правильный темп чтения. Темп чтения, так же как и все другие компоненты зависит от того, какие чувства мы хотим передать. Если лирический герой испытывает чувство грусти, мы не должны читать его быстро, и наоборот, если у поэта на душе радость нельзя его читать очень медленно. С каким темпом нужно читать это стихотворение?
Д: Так как поэт испытывает грусть, то нужно читать его медленно, нельзя торопиться.
Работа по формированию навыка выразительного чтения лирических стихотворений по программе данного эксперимента оказалась эффективной. Результаты изложены в контрольном эксперименте.