Формирующий эксперимент
У: О чем это стихотворение?
Д: Об искореженном ветром дереве
У: Как автор пишет об остальных деревьях леса?
Д: «Кронами встречают синеву», «Ликуя, внешней свежестью дыша»
У: Подчеркните слова и выражения, относящиеся к описанию деревца.
Д: «Оно росло не стоя», «оно ползло, униженное ветром», «брошенное намертво»
У: Поясните сравнение «Лесок его, как в битве, потерял».
Д: Это деревце не устояло в битве с ветром, и погибло.
У: Как в последнем абзаце автор говорит о деревце?
Д: Как о человеке: я поднял, «как друга».
У: Какое поэтическое средство использовал Прокофьев, чтобы сравнить деревце с человеком?
Д: Олицетворение (неживому приписываются свойства живого); «как заговорила в нем душа!»
У: Какая мысль заложена автором в стихотворении?
Д: Что у всего живого на земле есть душа и сердце. Нельзя быть черствым по отношению к окружающему
У: Стихотворение Прокофьева «Я поднял дерево» во многом аллегорично, иносказательно. Посмотрите вокруг, сколько людей нуждается в руке помощи, а порой кому-то достаточно доброго, искреннего, поддерживающего взгляда, и сразу человеку становится легче. Как много играет в жизни человека слово, взгляд, прикосновение. Знайте, что словом можно не только оскорбить, но и убить человека.
У: Ребята, чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо правильно ставить паузы, т.к. при неверной паузе нарушается смысл предложения. Сегодня мы с вами разберем как правильно поставить паузы при чтении этого стихотворения. Вы уже знаете, что после знаков препинания должна быть пауза. После запятой пауза короткая. После точки – подольше, а после многоточия – более длинная. Также пауза ставится и после тире. Но пауза возникает и там где нет знаков препинаний. Для того чтобы правильно поставить паузу, нужно хорошо знать, какой смысл вложен в ту или иную строчку.
Давайте сейчас все вместе расставим в тексте паузы. Короткую паузу обозначим ½, длинную - ½½. (Дети в учебнике карандашом расставляют паузы).
Я поднял дерево.
Я поднял дерево – ½½
Оно росло не стоя, ½½
Лесок его, ½½ как в битве, потерял. ½½
Оно½ не говорило со звездою, ½½
И соловей его½ не удивлял. ½½
Оно½½, скажу, ½½ ползло в лесу заветном, ½½
Что кронами встречает синеву, ½½
Оно ползло, ½½
Униженное ветром½½
И брошенное намертво в траву! ½½
О нем ½уже не помнила округа, ½½
Ликуя, ½½ вешней свежестью дыша…½½
Я поднял это дерево, ½½
Как друга. ½½
О, ½½ как заговорила в нем душа!
При изучении стихотворения Рубцова «Тихая моя родина», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и таким компонентам выразительности как темп чтения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:
У: Какое чувство при чтении стихотворения возникло; радость, восторг, сожаление, грусть?
Д: Грусть, так как лирический герой грустит о своей родине и о детстве.
У: О чем это стихотворение?
Д: О родине, о деревне.
У: О чем мы узнали из первого четверостишия?
Д: Мать Рубцова похоронена в той деревне, куда он вернулся.
У: Все ли осталось по-прежнему, как и в детские годы поэта?Д: Нет, в тихую обитель поэта постепенно входит прогресс: нет реки, «где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.
У: Радуют ли поэта новшества?
Д: Нет. Природа испорчена человеком.
У: Прочитайте, как выглядит кладбище. О чем это говорит?