Формирующий эксперимент
(Тексты стихотворений в Приложении 3)
Разработанная программа включает в себя два взаимосвязанных направления:
1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)
2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.
Покажем, как проводилась работа над установлением зависимости между особенностями лирического стихотворения и выбором тех или иных компонентов выразительности при чтении.
1. Например, при изучении стихотворения А. Ахматовой «Мужество» учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя и правильной постановкой логического ударения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:
У: Объясните, о каких «весах» говорит поэтесса?
Д: Весы правосудия.
У: Найдите описание русского характера.
Д: Мужественный, храбрый.
И мужество нас не покинет.
У: Ради чего совершался героизм? Подтвердите строчками из стихотворения.
Д: Ради того, чтобы русский народ не был взят в плен и жил свободно, русский язык остался чистым и свободным.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
У: Объясните смысл слова «мужество».
Д: Храбрость, присутствие духа в опасности.
У: Так что же «ныне лежит на весах»?
Д: Память и забвение.
У: Ребята, какие звуки повторяются с 5 — 7 строки и что они рисуют?
Д: Звук [р] подчеркивает твердость характера, стойкость духа русского.
У: Найдите эпитеты и слова, которые они определяют.
Д: «не страшно», «не горько», «сохраним», «русская речь», «русское слово»
У: Ребята, а сейчас нам нужно выяснить, на какое слово падает логическое ударение в каждой из строк, чтобы верно передать те чувства, которые охватывают автора.
(Разбор каждой строчки вместе с детьми. Дети карандашом ставят ударение в учебнике над нужным словом):
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Изучая стихотворение Клычкова «Ранняя весна» и «Весна в лесу», учащиеся наблюдали за взаимосвязью между чувствами лирического героя и силой голоса при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:
У: Какие поэт использует художественные средства, чтобы передать восприятие увиденного?
Д: (Метафора «упали грачи», «грачи будили» — скрытое сравнение. Крики грачей, суета вокруг гнезда создают впечатление, что сад как бы проснулся от зимней спячки.