Формирующий эксперимент
Олицетворение «пруд ворочался и пух»; представляется пруд в виде просыпающегося в берлоге медведя. Его берлога ходит ходуном, когда тот ворочается с бока на бок, разбуженный первыми ручейками)
У: Найдите строки, как автор воспринимает увиденное?
Д: «Я слушал, притаясь .»
У: Как вы понимаете эту строку?
Д: Т.е. автор спрятался, стараясь оставаться незамеченным, чтобы не пропустить ничего.
У: Давайте понаблюдаем с одинаковой ли силой голоса надо читать все стихотворение?
Д: Нет, сила голоса будет изменяться. В первых 8 строчках описывается шумное пробуждение природы, значит, будем читать их громко. А в последнем четверостишье лирический герой притаился и тихонько слушал, значит, будем читать стихотворение тише.
У: Значит, от чего зависит сила голоса при чтении стихотворения?
Д: От чувств, которые охватываю лирического героя.
Изучая стихотворение Есенина «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые», учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя, силой голоса и выбором нужной интонации при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
У: Какое настроение поэта вы почувствовали? Докажите.
Д: Радостное, ведь просыпается вся природа и от этого на душе становится веселее.
У: Какие поэтические средства использует поэт, чтобы создать такое настроение?
Д: Эпитеты, олицетворение.
У: Выпишите на доску эпитеты из стихотворения.
Д: (Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные (березки), шелковые (косы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр) и т. д.
У: Охарактеризуйте эпитеты Есенина.
Д: Яркие, насыщенные цвета, краски.
У: На каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение.
Д: Очеловечивание природы: крапива шепчет, улыбаются березки, задремали звезды.
У: Как в детском мироощущении. Окружающий ребенка мир — живой, он одухотворен детским сознанием. Ведь именно в детском возрасте так остро ощущается сила веры и свежесть любви. Так в поэзии Есенина просматривается искренняя, по-детски чистая любовь к Родине.
У: Подумайте и докажите: рассмотренные нами произведения С. Есенина относятся к лирическим или эпическим?
Д: Это лирические стихотворения, так как в них выражены душевные переживания поэта, чувства поэта.
У: А сейчас, давайте посмотрим с одинаковой ли интонацией нужно читать это стихотворение?
Д: Нет, все стихотворение читается с повествовательной интонацией, а последнюю строку нужно прочитать более радостно.
У: Хорошо, давайте с вами посмотрим, с одинаковой ли силой голоса читается все стихотворение.
Д: В первом четверостишье говорится о самых первых признаках рассвета, когда первые лучи касаются небосклона, еще не поют птички и стоит полная тишина. Поэтому здесь мы должны понизить голос, а во втором четверостишье природа уже проснулась, поэтому читать надо немного громче.
У: А сейчас, давайте потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения, соблюдая интонацию и силу голоса, у кого лучше получится.
При чтении стихотворения Прокофьева «Закат» и «Я поднял дерево», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и правильной постановкой пауз. После вторичного чтения текста состоялась беседа:
У: Какое настроение автора вы почувствовали?
Д: Печаль, сожаление, скорбь.