Методика обучения слепому методу машинописи
АННОТАЦИЯ
В работе описана методика обучения слепому методу машинописи, разработанная в 1970-1971 г.г. ведущими специалистами в области применения практических выходов из психологической теории П.Я.Гальперина – Бадмаевым Б.Ц., Хозиевым Б.И., Съединым С.И. и др. Обоснована возможность адаптации методики к обучению учащихся массовой школы работе с клавиатурой. Раскрываются психологические основы быстрого и качественного обучения выполнению различных видов деятельности, входящих во многие профессии.
Автор настоящего исследования имеет более чем десятилетний опыт разработки, апробации и внедрения методик обучения деятельности, в частности, по алгебре и началам анализа. Можно утверждать, что методики, построенные на основе теории поэтапного формирования умственных действий, умений и навыков П.Я.Гальперина актуальны именно в практико-ориентированном направлении обучения информатике.
Работа адресована методистам, учителям, работникам сферы образования и подготовки кадров, а также студентам вузов, техникумов (колледжей).
Предисловие
В настоящее время в области преподавания информатики существует много достижений, и, наряду с этим остаются нерешёнными различные проблемы, одна из которых актуальна практически для всех: как быстро и качественно научить учащихся работать с клавиатурой?
Существует множество клавиатурных тренажеров, которые, бесспорно обладают рядом преимуществ, интересных находок в плане формы и содержания. Почти все знают наизусть среднюю строчку русскоязычной клавиатуры – знаменитое «ФЫВАОЛД» (или английское «ASDFJKL»); многие умеют найти вслепую на клавиатуре клавиши «с бугорками», соответствующие буквам «А» и «О». Но дальше этого обычно дело не идёт. Чаще всего, люди, ограничиваются информацией о расположении клавиш и пытаются овладеть слепым десятипальцевым методом печати старательно «тыкая» упражнения на тренажёре «Stamina» или совершенствуясь, например, в «Соло на клавиатуре». К сожалению, этот способ по своей сути есть неэффективное обучение методом «проб и ошибок» (или, пользуясь терминологией клавиатурного тренажёра, метод мало научного «тыка»). В то время как с 70-х годов прошлого века существует научно обоснованная,
апробированная и многократно подтвердившая свою эффективность
методика
обучения слепому десятипальцевому методу машинописи. Эта методика разработана на основе
выводов из психологической теории
поэтапного формирования умственных действий, умений и навыков П.Я.Гальперина
.
Концепция поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая П.Я.Гальпериным, получила всемирную известность среди психологов и широкое распространение в ряде стран в качестве теоретической основы практического обучения ещё в 60-е годы прошлого века. В нашей стране она реализована в методиках подготовки специалистов и обучения отдельным видам деятельности, в том числе и в методике обучения машинописи на буквопечатающих аппаратах.[ ]
Опора на психологические закономерности учения позволяет сделать обучение правильным,то есть обучением, которое идёт без «проб и ошибок» и поэтому достигает результата более высокого качества в более короткие сроки с меньшими затратами. К основным достоинствам таких методик следует отнести: