Методика обучения слепому методу машинописи
Говоря на профессиональном психологическом языке, надо разобраться в мотивационной и ориентировочной основах овладения школьником новыми действиями и понять, каким образом все они превращаются в действия умственные, когда ребёнок все свои действия чётко представляет в уме.
Перечисляя практические выходы из предлагаемой работы, следует отметить следующее.
· Теоретически и экспериментально доказано, что научить новому делу, новой деятельности можно намного быстрее и лучше, если правильно учитывать и использовать психологические законы усвоения знаний.
· Необходим диалог между психологами и практиками для разработки новых методик, начинающихся с психологического анализа деятельности и завершающихся их экспериментальной проверкой.
· Методики открывают возможности для быстрого и качественного обучения, которое выгодно и государству, и учебному заведению, и конкретному человеку.
Автор надеется, что работа будет полезна не только тем, кто занимается вопросами обучения информатике, но и всем тем, кто заинтересован в сокращении затрат на обучение при одновременном повышении качества.
ВВЕДЕНИЕ
Цель всякого обучения состоит в том, чтобы научить человека что-то делать: считать, писать по-русски грамотно, водить автомобиль и т.д. Поэтому задача образовательной системы не просто в том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а в том, чтобы научить их действовать «со знанием дела», то есть научить применять знания в деятельности – практической, познавательной и профессиональной, физической и умственной – любой и всякой, какая нужна обществу и человеку.
С особой остротой необходимость компетентности и профессионализма в выполнении деятельности ощущается в настоящее время. В условиях рынка только тот специалист преуспеет и будет цениться работодателем, кто не только знает, но и умеет творчески применять знания в практической деятельности. Поэтому ускорение процесса подготовки человека к деятельности, повышение качества этой подготовки при одновременном сокращении затрат на обучение становятся задачами первостепенной важности в любой предметной области.
Система традиционного обучения, сложившаяся в результате многовекового эмпирического накопления лучших методов и приёмов преподавания, имеет безусловные достижения, о чём свидетельствует повсеместная распространённость её в практике подготовки специалистов.
Однако у этой системы есть существенные недостатки, из-за которых медленно растёт эффективность обучения.
Как известно, под качеством понимают соотношение цели и результата, в свою очередь эффективность – это соотношение результата к затратам.
Современные исследования категории качества характеризуются преемственностью основных положений, идущих от Аристотеля, Канта, Гегеля и др. Этимология слова «качество» связана со словами «как», «какой», «обладающий какими-либо свойствами».
Качество – это объективная, существенная, внутренняя определённость целостных предметов и явлений, а также специфических групп предметов, систем, комплексных систем.[
]
Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Качество отражает также и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов.