Методика обучения слепому методу машинописи

вслух

, контролируя себя через слышимую (внешнюю) речь, проговаривая громко: «Та-ак, а теперь сюда и еще раз так и так . » и т. п. Понятие «внешняя речь», охватывающее и устную (громкую), и письменную речь, в данном контексте более уместно, так как, помимо обозначения этапа освоения действия, подразумевает функцию контроля за ходом

этого освоения со стороны педагога.

Когда человек еще не совсем разобрался в каком-то практическом действии или теоретической проблеме, он думает вслух, как бы сам с собой громко рассуждает или бормочет что-то шепотом. Вот такую внешнюю речь (речь, слышимую другими) называют социализованной

речью, так как это осмысленная речь, рассчитанная на понимание другими людьми, а не какое-то бессвязное бормотание. Она выполняет функцию самоориентировки, самоконтроля, и создает возможность внешнего контроля, для которого может использоваться не только громкая речь, но и письменная.

Умственная форма

действия указывает на тот уровень освоения его обучаемым, когда он способен все выполнить в уме, без какой-либо опоры на внешние материальные или громкоречевые ориентиры. Действие полностью перешло в умственный план, из внешнего превратилось во внутреннее, из материального, объективного — в психическое, субъективное. На этом уровне освоения структурными элементами действия являются образные представления, понятия, мыслительные операции, выполняемые в уме, про себя, наизусть.

Кроме этих трех основных форм, характеризующих ступени (уровни) овладения обучаемыми новым действием, выделяется еще перцептивная форма действия

, которая характеризует умение воспринимать органами чувств и осуществлять действие (слышать и слушать, видеть и производить зрительное слежение).

Сознательность

выражается в способности обучаемого давать словесный отчёт о деятельности, предоставлять свободный рассказ своими словами о смысле и содержании действий.

Для формирования сознательности следует время от времени – по завершении какого-то цикла действий требовать от обучаемого словесного отчёта о проделываемом. Устное объяснение действия самим обучаемым является активным отображением в его сознании внешнего действия, а значит, служит свидетельством того, что внешнее ориентирование в деятельности превратилось во внутреннее, умственное.

Обобщённость

способность обучаемого выделять в структуре формируемого действия такие общезначимые операции, которые остаются практически неизменными в различных меняющихся условиях деятельности.

Обобщённость обеспечивает и надёжность.

Формируется благодаря контрастному предъявлению обучаемому задач различной трудности и сложности.

Формированию обобщённости способствует подбор различных типов задач: предметные задачи, логические задачи, психологические задачи.

Предметные задачи – для их решения человеку приходится ориентироваться в некотором предметном поле, находить в нём значимые, менее значимые и вовсе незначимые объекты, чтобы оперировать только значимыми и исключать объекты–помехи.

Логические задачи – для решения требуется путём размышлений, то есть в уме, без какой либо опоры на материальные объекты – ориентиры, правильно выявить условия задачи, из предъявленных условий выбрать необходимые данные и отсеять лишние, либо выяснить чего недостаёт.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>