Методика обучения слепому методу машинописи

С точки зрения теории П.Я.Гальперина цель обучения – это представления педагога о том, чему он должен в конечном итоге научить обучаемого, каким действиям практического плана

, помня, что в их основе всегда лежит способность действовать в уме

.

«Любое знание, понимание, то есть любое умственное действие само является продуктом внешнего действия, а точнее является преобразованным внешним действием, превратившимся во внутреннее, умственное.

Чтобы обучаемый мог усвоить знание (сформировать умственное действие), надо помочь ему проделать внешнее действие, соответствующее этому знанию.

Усвоенным надо считать только то знание, которое не просто запомнилось, запечатлелось в памяти, а то, что превратилось в умственное действие, в умение использовать его для решения реальных задач.»[ ]

Высокое качество действий обучаемого – это гарантия столь же высокого качества его будущей профессиональной деятельности, поэтому в психологической теории поэтапного формирования умственных действий, умений и навыков качественные характеристики действия

занимают очень много места.

Перечислим основные качественные характеристики сформированности умственного действия.

Разумность

– психологический анализ действия, развёрнутый в схеме ООД делает весь ход выполняемого действия от начала до конца наглядным, в буквальном смысле просматриваемым, зримым, контролируемым сознанием.

Для обеспечения разумности надо:

§ действовать медленно;

§ действовать внимательно;

§ проговаривать вслух.

Психологическая теория говорит о трёх формах действия: мыслительной,

внешнеречевой и умственной

. Эти три формы действия характеризуют его с субъективной стороны, то есть характеризуют степень овладения субъектом этим действием.

Так, материальное действие

— это действие с реальными предметами (вещами) по их преобразованию. Возможно действие не с самими реальными предметами, а с их моделями, чертежами, рисунками, схемами и т. п., и тогда оно называется действием материализованным. Материальная или материализованная форма действия характеризует начальную ступень овладения обучаемым новым для себя делом, когда он еще не готов работать без непосредственного манипулирования (опробования, ощупывания, подгонки, подборки, перестановки и т. д. ) натурально представленными перед ним предметами или их заместителями (моделями). Для уверенного, пусть медленного, но правильного выполнения действия ему на этом этапе обучения нужны внешне данные ориентиры — сами предметы или их материализованные заменители. Всем известным примером такой формы действия является счет с помощью палочек у детей-первоклассников, движение по незнакомой местности с помощью топографической карты, поиск дома и улицы по записанному адресу или работа неопытного регулировщика радиоаппаратуры при ориентировке по принципиальной схеме, а не «наизусть».

Внешнеречевая

(громкоречевая, по Гальперину)1 форма действия характеризует тот этап овладения деятельностью (действием) обучаемым, когда он уже может обойтись без внешних материальных ориентиров, но еще не совсем уверен и поэтому подкрепляет свои действия рассуждениями

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Учащимся о самообразовании

Что такое самообразование? «Самообразование — это образование, приобретаемое вне учебных заведений, путем самостоятельной работы». За годы Советской власти это определение значительно расширилось и обогатилось. >>>

Места обучения детей с проблемами в развитии

В своем развитии каждый человек проходит ряд этапов, важнейшим из которых является социализация, отвечающая за становление человека как личности. Современная трактовка личности опирается на ... >>>

Создание ситуации успеха в учебной деятельности школьников

Ученье– свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. >>>