Методика обучения слепому методу машинописи
· ускорение
процесса выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;
· индивидуализацию
процесса обучения;
· безошибочность
(нет тех «проб и ошибок», присущих традиционным методам);
· возможность самообучения;
· отсутствие необходимости в специальном заучивании
(отпадает необходимость в заблаговременном запоминании знаний до начала их применения);
· долговременный экономический эффект
(каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или профессиональная деятельность)
· гарантированное качество подготовки.
Названные достоинства методик, казалось бы, говорят в пользу того, чтобы их быстрее внедряли в общую практику. Однако, до сих пор (уже более 40 лет) они применяются только теми, кто находится в непосредственном контакте с разработчиками или работает вместе с ними. Причина ограниченного распространения этого педагогического опыта в массовой школе связана, во-первых, с отсутствием популярных методических пособий, во-вторых, с трудоёмкостью разработки и освоения методики преподавателями и, наконец, с фактическим различием целей общеобразовательной школы и курсов обучения профессиональной деятельности в данной предметной области. Во многом, успех и эффективность работы по деятельностным методикам определяется и наличием высокой мотивации обучаемых к изучению предмета.
Именно тот факт, что школьный курс информатики несёт в себе значительную нагрузку в плане профессиональной ориентации, жизненного самоопределения и самореализации ребёнка, позволяет говорить о возможности и насущной необходимости разработки и применения методик на основе психологической теории П.Я.Гальперина.[1]
Автор данной работы имеет опыт разработки, апробации и внедрения методик, опирающихся на положения психологической теории П.Я.Гальперина – это методика подготовки к итоговой аттестации по математике в форме ЕГЭ, в частности, методика формирования умственных действий, умений и навыков по алгебре и началам анализа. В настоящее время, в рамках исследовательской деятельности проводится изучение возможности применения деятельностных методик и в обучении информатике.
На данном этапе наиболее целесообразно провести работу по адаптации к школьным условиям уже готовой методики. Речь идёт о методике обучения машинописи на буквопечатающих аппаратах, которая была разработана ещё в 70-х годах прошлого века Нечаевым Н.Н. и Маловым С.Л., затем развита Бадмаевым Б.Ц., Съединым С.И. и Хозиевым Б.И.[ ]
Особый интерес вызывает применение методики в работе с учащимися пятых – шестых классов, ранее не имевших опыта работа с клавиатурой компьютера. В этом случае есть возможность работать «с нуля», в то время как учащихся старших классов уже приходится переучивать, что гораздо сложнее.
Необходимость адаптации готовой методики к условиям массовой школы объясняется тем, что методика разрабатывалась изначально для обучения взрослых профессиональной деятельности. То есть в оригинале психологический, педагогический и технологический анализ деятельности выполнялся на основе закономерностей мышления взрослого человека. Таким образом, необходимо скорректировать методику на основе знаний о психологии учащихся среднего школьного возраста, с учётом особенностей организации обучения в школе.