Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
Введение
Результат учебно - воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения. Трудно себе представить современного учителя не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Учитель, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, постарается максимально обогатить урок, используя разнообразные средства обучения.
Сравнительная новизна предмета информатики, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разработанность частных методик преподавания информатики вынуждает учителей этого предмета вновь и вновь возвращаться к отбору средств и методов преподавания курса. Причем выбор средств и методов преподавания, как правило проводится учителем, с учетом особенностей работы в определенном классе. Учебный процесс будет более продуктивным, если учитель на уроке использует адаптированные под возрастную категорию и разработанные с учетом планирования учебного процесса в данном классе, изготовленные и подобранные для каждого ученика (в зависимости от способностей) учебные пособия, образцы и другие виды раздаточного материала.
В методической литературе нет конкретной методики создания дидактических материалов, принципов их разработки в зависимости от целей урока.
Целью данной дипломной работы является методика формирования умений и навыков с использованием образцов, выявление целей использования образцов.
Поставленные цели определили задачи:
Изучить педагогическую и общеметодическую литературу по данной теме.
Выявить принципы создания образцов, технологию отбора содержания.
Разработать методику применения образцов.
Разработать систему заданий-образцов на бумажной основе по Paint и WordPad для совершенствования текущего и итогового контроля за усвоением новых знаний, умений и навыков.
Разработать систему заданий – образцов в электронном виде для формирования у учеников новых учебных умений и навыков.
В первой главе рассмотрены категории и виды учебных умений и навыков, психолого-педагогические требования к методике формирования умений и навыков, этапы формирования умений и навыков, раскрыто понятие «дидактические материалы», требования к разработке дидактических материалов (в частности, требования к образцам), их функции.
Во второй главе данной дипломной работы предлагаются образцы в электронном виде и на бумажной основе по информатике, разработанные для работы на уроках, посвященных изучению Paint и WordPad.
Приложения содержат диаграммы важности умений и навыков в изучении Paint и WordPad.
Глава 1. Методические рекомендации по формированию умений и навыков
§1. Категории учебных умений и навыков
Существует две категории учебных умений и навыков. Первую составляют общие умения и навыки, которыми должны обладать все учащиеся. Например, способность читать так, чтобы потом воспроизводить содержание текста и вместе с тем высказывать новые мысли на основе прочитанного, а так же отмечать существенное от второстепенного. Вторая категория учебных умений и навыков связана с конкретными способами осуществления учебно – познавательной деятельности, которые лежат в основе той или иной учебной дисциплины.[13, 23]