Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
в практической части обязательно должен быть предложен образец выполнения задания и выделено место для его выполнения (например, текст для форматирования)
образец должен быть защищен от использования учениками в качестве выполненного задания (используется Print Screen).
При разработке образцов должна учитываться важность умения в изучении данной темы.
Также выделены требования к образцам на бумажной основе:
формулировка задания должна быть четкой и понятной, учитывать обучающие цели урока, способствовать проверке усвоенных знаний, умений и навыков.
в образце должны быть указаны средства, с помощью которых ученик должен выполнять задание.
обязательно должен быть преложен образец выполнения задания и даны пояснения к его выполнению.
при разработке образцов должна учитываться важность умения в изучении данной темы.[6,9,16]
Перед разработкой образцов необходимо:
выяснить с какой целью будут применяться образцы (для формирования умений и навыков или проверки их усвоения);
определить степень важности умения в изучении данного раздела;
изучить основные принципы их разработки (используя экспертную оценку). [1]
В ходе изучения данной темы была проведена экспертная оценка для умений и навыков после изучения Paint. По степени важности умения, начиная с самого важного:
1. Ориентироваться на рабочем поле, выбирать инструменты
2. Создавать, открывать, сохранять и работать с файлами формата .bmp.
3. Работать с Кистью, Карандашом, Ластиком, менять их ширину.
4. Рисовать геометрические и правильные геометрические фигуры.
5. Рисовать различные кривые с помощью инструмента Кривая.
6. Оперировать с фрагментами изображений
7. Использовать Заливку и Распылитель.
8. Закрашивать замкнутые области
9. Работать с координатной сеткой
10. Работать с текстом
11. Пользоваться Лупой
Экспертная оценка для умений и навыков после изучения WordPad. По степени важности умения, начиная с самого важного:
Вводить простой текст (разными размерами и шрифтами) разбитый на абзацы с клавиатуры
Работать с фрагментами текста(копирование, удаление, вставка, перемещение)
Создавать, открывать, сохранять и удалять файлы формата .txt
Форматировать страницу (устанавливать параметры страницы)
Вставлять в текст объекты (диаграмму, рисунок, лист Exsel и т.п.)
Редактировать текст размером 2-3 страницы по предложенному образцу
Устанавливать отступы абзацев
Работать с маркированным списком
Работать в многооконном режиме
Обмениваться данными между приложениями
Перемещать рисунок по тексту
В дипломной работе подразумевается, что ученик впервые при изучении информатики знакомится с Paint и WordPad, а задания ориентированы на среднего ученика.
Приведем несколько примеров ошибочных образцов.
Пример 1. Задание в электронном виде.
Задание. Наберите и отформатируйте по предложенному образцу следующий текст:
Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
Март, апрель и май – весенние месяцы.
Июнь, июль и август – летние месяцы.
Сентябрь, октябрь и ноябрь – осенние месяцы.