Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
Существуют общеучебные умения и навыки, которые следует формировать на каждом уроке:
слушание (умение воспроизводить полученные знания);
чтение (умение воспроизводить усвоенное и делать содержательные выводы, а также выдвигать новые идеи на основе прочитанного);
оформление работы (часто этот навык упускается и в должной мере не формируется у школьников. Он связан с усвоением изучаемого материала, осуществлением результативности своей деятельности );
выполнение домашнего задания продуктивными способами (систематическое обучение этим способом необходимо, чтобы избежать возникновения у детей негативного отношения к школе);
планирование и постановка целей (этот навык является важнейшим, причем в его формировании существенную роль играет поддержка сверстников);
ответы на вопросы (эти умения требуют непрерывного внимания);
повторение и подготовка к контрольным работам (рассматривается с учетом возрастных особенностей);
ведение записей (характерная область пробелов и упущений);
самопознание и формирование мотива достижения цели;
оценка (учеников необходимо учить самооценке собственной работы).[13,23]
На уроках информатики в основном формируются следующие навыки: слушание, чтение, оформление работы, планирование и постановка целей, повторение и подготовка к контрольным работам, ведение записей, оценка.
Проверка знаний должна проводиться не вообще, а с определенной целью, что дает возможность вскрыть взаимосвязь между системой преподавания и усвоением программного материала учащимися.
Изучение качества знаний, навыков и умений учащихся по информатике может быть проведено с различной целевой направленностью:
Выяснение прочности усвоения учащимися узловых вопросов программы, изученных ими к моменту проверки в данном классе и за прошлые годы.
Выяснение степени закрепления ранее пройденного материала, повторенного материала, повторенного учителем к моменту проверки.
Выявление степени усвоения материала, недавно изученного.
Степень усвоения материала на уроке, готовность к самостоятельному выполнению домашнего задания.
Проверка качества выполнения домашнего задания, степени усвоения материала, изученного на предшествующем уроке.
Проверка объективности оценки знаний учащихся учителем, сопоставление результатов проверки знаний с текущей успеваемостью учащихся.[6,22,23]
Методика формирования умений опирается на следующие психолого-педагогические требования:
при формировании умений следует четко выделять этапы его выполнения (Детям следует весь материал структурировать, чтобы они могли его выполнить поэтапно);
выделенные этапы следует формулировать в общем виде, что позволяет решать целый класс задач;
каждый этап должен быть отработан отдельно от других с помощью специально подобранных заданий. (Каждый этап должен содержать теоретическую и практическую часть. Практическая часть отрабатывается с помощью карточек-заданий.)
при первоначальной отработке умения каждый этап следует проговаривать вслух, поскольку многие ученики не могут пропустить этап «внешней речи» при переходе от общего к частному (Некоторым ученикам, в виду их психологических особенностей, следует несколько раз проговаривать каждый этап, от этого эффективность усвоения и отработка умения будет наибольшей);