Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно составляли алгоритм выполнения данного умения, хотя результаты выполнения умения в этом случае будут теми же, что и в случае, когда алгоритм будет дан в готовом виде. (Когда учащиеся будут составлять алгоритм выполнения умения у них будет складываться алгоритмический стиль мышления, они будут видеть последовательность выполнения этапов с целью получения конечного результата).[5,17,21]
Система упражнений, связанных с формированием умений и навыков должна включать в себя:
на этапе введения
задания на подключение образного, словесного и чувственного опыта учащихся
задания, на подключение предметного (жизненного) опыта учащихся
задания, связанные с обоснованием умений и навыков.
на этапе усвоения
задания на пошаговую отработку
обсуждение частных случаев
на этапе закрепления
обучение самоконтролю
решение задач на применение умений
составление учащимися примеров
Формирование умений и навыков включает 3 этапа:
Введение. Обычно осуществляется 2 способами: конкретно- индуктивным (ученикам дается пример и затем делаются выводы и правила) и абстрактно – дедуктивным (ученикам дается теория, на основе которой строятся примеры).
Усвоение. Усвоение преследует следующие цели: усвоить признаки, позволяющие определить, что можно пользоваться сделанными выводами, правилами, примерами, усвоить их отдельные шаги, выучить правила выполнения умения, изучить частные случаи их применения.
Закрепление. Этот этап включает различные случаи и ситуации применения выводов и правил. В процессе закрепления важно подводить итоги по обогащению и формированию умений.[17,21]
Далее рассмотрим что такое дидактические материалы, для чего они могут использоваться, требования к их разработке.
§2. Основные требования к изготовлению образцов
Для успешного усвоения курса информатики в школе необходима добровольная, заинтересованная, активная, самостоятельная работа учащихся на всех этапах учебного процесса. В решении этой задачи могут помочь разнообразные технические средства обучения (ТСО) и дидактические материалы. Под понятием «дидактический материал» подразумевается:
такое средство обучения, которое предъявляется учащимся в виде реальных предметов или моделей, схем, таблиц, плакатов, различного вида раздаточного материала и т.д.
существенным для дидактического материала является то, что он вводится в урок с определенной дидактической целью; конечная обучающая цель его использования в учебном процессе – формирование знаний, умений и навыков;
дидактический материал должен быть направлен на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, побуждать их к мысли, действию. [8,11,19]
Следует отметить достоинство дидактических материалов по информатике, используемых для индивидуальной формы работы с учащимися. В этом случае они могут применяться в различных целях для: формирования знаний, умений, навыков учащихся; проверки преподавателем качества их усвоения; работы по ликвидации и предупреждению пробелов в знаниях. Дидактический материал позволяет обеспечить соответствующий объем, степень сложности и темп работы каждого ученика, что необходимо при индивидуальном подходе к учащимся.