Методика формирования умений и навыков с использованием образцов
Дидактические материалы (в том числе и образцы) по любому предмету могут использоваться:
как средство подготовки и изучению нового материала (при изучении нового материала учитель предъявляет ученикам какой-либо вид дидактического материала для простоты понимания – например, плакат с изображением применения новой темы);
в процессе изучения, первичного осмысливания и закрепления новых знаний;
как средство формирования практических умений и навыков (например, учитель показывает как нужно работать с карточкой - образцом);
как средство развития информационных способностей учащихся (например, стенд, направленный на развитие мыслительных операций, памяти, внимания);
для совершенствования текущего и итогового контроля за усвоением новых знаний, умений и навыков по предмету. (например, после изучения раздела проводится самостоятельная работа с использованием карточек - образцов) [2,6,8].
Требования к разработке дидактических материалов по каждому предмету в зависимости от его целей могут быть следующими:
Формулировка учебного задания должна:
учитывать обучающие цели урока и направлять познавательную деятельность на овладение наиболее значимых знаний и умений;
способствовать решению дидактических задач каждого из этапов урока: актуализации опорных знаний и способов действий; формированию новых понятий и способов действий; применению знаний, формированию умений и навыков.
содержать слова-указания к решению (сопоставить, сравнить, обосновать, привести примеры и т.д.).
текст задания должен отражать реализацию межпредметных связей.
содержание дидактического материала по возможности должно включать средства предметной или изобразительной наглядности.[2,8,11]
Разновидностью дидактических материалов являются образцы. В зависимости от целей использования образцы выделяют:
на бумажной основе (с целью проверки сформированных умений и навыков);
в электронном виде (с целью формирования новых умений и навыков).
В результате исследования литературы мною были выделены основные функции образцов:
информационная (образцы в электронном виде несут в своей теоретической части некую полезную для ученика информацию)
обобщающая (образцы, направленные на проверку усвоенных умений и навыков обобщают и систематизируют полученные умения и навыки)
обучающая (образцы позволяют сформировать у учащихся новые умения и навыки)
контролирующая (Образцы помогают учителю проконтролировать сформированные у учащихся умения и навыки)
воспитательная (Образцы способствуют развитию положительной мотивации к изучению информатики).[3,6,8,22]
На основе анализа литературы и из принципов отбора содержания и разработки можно выделить основные требования к образцам в электронном виде:
формулировка задания должна быть четкой и понятной, учитывать обучающие цели урока, способствовать формированию новых понятий и способов действий, применению уже сформированных умений и навыков.
образец должен содержать две части: теоретическую и практическую.
в теоретической части должны быть указаны способы и средства выполнения поставленной задачи, а также даны пояснения к выполнению задания.