Модернизация иноязычного образования в России.
1). Совокупность методических поступков (то есть описание конкретных приемов и форм работы отдельных учителей в пособиях «Из опыта работы учителей», в журнале «ИЯШ» в разделе «Из опыта работы».
2). Учебная дисциплина, которая должна обеспечивать теоретическую и практическую подготовку студентов по методике.
3). Педагогическая наука, теория, которая описывает, исследует, развивает связи целей, содержания и методы обучения.
Признаки методики как науки:
- имеет теоретический фундамент,
- экспериментальная база,
- рабочее поле для проведения исследования, проверки гипотез, отбора фактов.
Методика– наука, исследующая цели и содержание, закономерности, средства, приемы, методы и системы обучения, а также изучающая процессы учения и воспитания на материале иностранного языка.
Объектом исследования
методике обучения иностранным языкам является процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях (в том числе в средней школе).
Предметом
методики является совокупность абстрактных предметов, то есть вся проблематика, связанная с данной сферой деятельности:
-проблемы, связанные с определением иностранного языка как учебного предмета,
- проблемы, связанные с изучением деятельности иностранного языка как учебного предмета,
- проблемы, связанные с изучением деятельности учителя,
- проблемы, связанные с изучением деятельности ученика,
- проблемы, связанные с изучением самой науки «методики».
В теории и практике обучения иностранным языкам выделяют : общую и частную методику.
Общая методика – занимается изучением закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком языке идет речь. Общим является все то, что раскрывает закономерности овладения иностранным языком, в условиях «классно-урочной системы» по типу смешанного обучения и рационального построения учебно-воспитательной работы.
Частная методика – исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного иностранного языка.
Задачи обучения методики
:
- отбор и организация учебного материала
- типология и структура урока
- пути и средства интенсификации учено-воспитательного процесса
- вопросы обобщения, повторения, контроля ЗУН.
Кроме того, выделяют:
- специальную методику – отдельно взятые аспекты теории обучения иностранному языку.
- историческую методику – история методов обучения.
- экспериментальную методику – теория самого эксперимента.
Научную основу методики обучения иностранному языку составляют теоретические положения общей методики и экспериментальные данные методических исследований, закономерности базисных и смежных с методикой наук – педагогики, психологии, психолингвистики и т.д.
Различают основные и смежные науки. Так как методика как теория обучения иностранному языку занимает место в ряду педагогических наук, то
1. в числе основных, в первую очередь, следует назвать общую дидактику, школьную педагогику, историческую педагогику, систематическую педагогику
. Их результаты, положения, закономерности лежат в основе методики.
Общая дидактика анализирует явления, свойственные всему процессу обучения. Школьная педагогика исследует школу, как образовательное пространство. История педагогики сопоставляет современные проблемы образования с прошлыми. Системная педагогика обобщает на высшем уровне абстрактные связи между педагогическими элементами.